Страсти по Барабашу

Виктория ПЕШКОВА

23.11.2017


«Особняк на Рублевке 
(Золото партии)»

Юрий Поляков

МХАТ имени Горького

Режиссер: Михаил Кабанов, Валентин Клементьев

Художник: Виктор Федотьев

В ролях: Арина Алексеева, Ирина Архипова, Максим Бойцов, Сергей Габриэлян, Тимофей Ивашина, Михаил Кабанов, Валентин Клементьев, Екатерина Кондратьева, Дмитрий Корепин, Антон Наумов

100-летие русской революции во МХАТе имени Горького отметили премьерой спектакля «Особняк на Рублевке» по новой пьесе Юрия Полякова. Постановку осуществили артисты театра Михаил Кабанов и Валентин Клементьев.

На отечественных подмостках сатирическая комедия гостит нечасто, и если она туда все же забредает, то, независимо от замысла драматурга, будет заточена так, чтобы произвести максимально разрушительный эффект. Многолетнее содружество Юрия Полякова и МХАТа имени Горького зиждется на вере в созидательную силу отечественного театра. «Золото партии» (таково авторское название пьесы), превратившееся в «Особняк на Рублевке», это уже пятое произведение драматурга в афише известного театра.

Движущей силой своих работ Поляков делает противостояние обманщиков и обманутых — коллизию, свидетелями или участниками которой мы становимся чуть ли не ежедневно. Это и объясняет интерес к ним зрителя, который хочет видеть на сцене своих современников, людей, чьи тревоги и радости схожи с его собственными. Человеку нужны персонажи из плоти и крови, вызывающие понятные чувства, а не схематичные конструкции, воплощающие отвлеченные авторские фантазии.

В «Золоте партии» и персонажи живее всех живых, и интрига закручена, и развязка непредсказуема. И спаяно все это темпераментными диалогами, которые публика непременно растащит на цитаты, как это обычно бывает с текстами Полякова.

Есть и золото, пусть только в виде дореволюционного векселя на гербовой бумаге. Там, в грохочущей неразберихе октября 1917 года, и начинается история. А главным героем автор сделал старого коммуниста, почти ровесника революции. Такой персонаж на российской сцене появляется едва ли не впервые за последние три десятка лет. Приурочив премьеру к 100-летию событий, перевернувших историю страны, МХАТ имени Горького предложил нам взглянуть на них из дня сегодняшнего. Не ради выяснения того, кто перед кем и в чем виноват, а чтобы мы могли сделать хотя бы маленький шаг к пониманию пагубности деления истории на «правильную» и «неправильную».  

Театр дал спектаклю иное название, но особняк-то этот может находиться в любом другом привилегированном районе любого другого города страны. Сколько их таких — элитных и не очень — коттеджей, обитатели которых обманывают друг друга с утра до вечера с разной степенью искусности. Античные полуколонны, лепнина с позолотой и бронза с хрусталем — весь стандартный набор представлений нувориша о роскоши в сценографии Виктора Федотьева обретает масштаб барочного экстаза. 

Принадлежит дом владельцу банка «Бескорыстие LTD» Марлену Петровичу Барабашу (Сергей Габриэлян). Делец он никудышный, банк на грани разорения, «солидные люди» требуют вернуть вклады, включая ловко замаскированный воровской «общак». Он лихорадочно ищет выход из патовой ситуации и между делом успевает отчитывать обслугу, ревновать жену, спорить с отцом и ухлестывать за его сиделкой. Сергей Габриэлян с микронной точностью дозирует черный юмор, чтобы его гротескный герой не утратил живых человеческих черт.

С иронической усмешкой смотрит на кутерьму, поднявшуюся в доме сына, Петр Лукич Барабаш (Владимир Ровинский) — бывший глава области, равной по территории трем Франциям, старый партиец, а ныне пенсионер всероссийского масштаба, прикованный к инвалидному креслу. Вспоминает прошлое, сокрушается о настоящем и даже мечтает о будущем, зовя замуж свою сиделку Оксану. Невероятно обаятельная Ирина Архипова тонко, точно и деликатно раскрывает судьбу своей героини — луганской беженки, оказавшейся по разные стороны баррикад с любимым мужем.

Столь же точна и взвешенна работа Владимира Ровинского: Барабаш-старший неподвластен критике, потому что сам себя он судит много строже. Мог же когда-то рискнуть карьерой (если не свободой) и хотя бы попытаться открыть глаза дорогому Леониду Ильичу на то, что на самом деле происходило в стране. Иногда ведь от одного верного слова вся жизнь зависит. 

А что же золото? Найдется. И… исчезнет, чтобы вновь возникнуть неведомо откуда, закрутив новый сюжет. Жизнь-то продолжается, напоминает драматург. 


Фото на анонсе: Евгения Новоженина/РИА Новости