Танцы вокруг Нуреева

15.09.2017

Елена ФЕДОРЕНКО

Большой театр и Музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко собрали труппы на старте нового сезона. Два главных оперно-балетных центра столицы заявили перспективные планы еще весной, но за прошедшее время программы обросли подробностями и несколько скорректировались.

Фото: Дамир Юсупов/bolshoi.ruБольшой порадовал своих служителей, собравшихся на Исторической сцене, кинокапустником о достижениях прошлого сезона. Веселья на экране было меньше, чем в прошлом году, в сюжете преобладала опера, казус отмены балета «Нуреев» в ленте не осветили. Вслед по традиции вручили премии от Попечительского совета, подвели итоги недавних дел и еще раз проговорили задачи, которые предстоит решить. В финале представили молодое пополнение: два солиста вошли в состав оперы и на редкость многочисленная группа влилась в балет — 22 выпускника, подавляющее большинство из Московской академии хореографии, есть и воспитанники петербургской Академии Вагановой, вчерашние студенты из Перми, Новосибирска. Руководство намерено стремительно вводить новобранцев в репертуар.

Отдельной темой стал не выпущенный в срок спектакль «Нуреев». Объявление о переносе премьеры с июля 2017-го на май 2018-го, как известно, уже уточнялось — возможно, историю о неистовом Руди покажут и раньше: перед Новым годом. Хотя полной ясности нет. Но гендиректор ГАБТа Владимир Урин по-прежнему надеется: «В этом сезоне мы обязательно сыграем балет «Нуреев»». Надо заметить, уверенность в том, что спектакль состоится, среди артистов заметно пошатнулась. Владимир Георгиевич подчеркнул, что разговаривал по телефону с Кириллом Серебренниковым (режиссер, автор либретто и сценограф «Нуреева»), когда тот был на съемках в Петербурге, но достигнутая договоренность оказалась ничего не значащей. Как говорится, «жизнь внесла свои коррективы». Урин обратился в Следственный комитет с просьбой разрешить встречу с Серебренниковым, находящимся под домашним арестом: «Я разговаривал со следователем, и он сказал, что готов такое свидание позволить. Все официальные запросы отправлены, и я надеюсь, что встречусь с Кириллом Семеновичем в ближайшее время, чтобы определить судьбу спектакля». Режиссер может предложить только два варианта: либо дать согласие на премьеру без своего участия (тогда в декабре мы все-таки увидим многострадальный опус), либо решить, что выпуск возможен только, если он будет присутствовать на репетициях. Театр намерен ждать разрешения ситуации. Так что судьба «Нуреева» целиком и полностью зависит от Серебренникова. Глава Большого заверил, что обязательно проинформирует СМИ о достигнутых договоренностях.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Музыкальный руководитель и главный дирижер Туган Сохиев напомнил о грядущих событиях, которые в оперном департаменте не изменились. Детям посвящается «Путеводитель по оркестру» Бенджамина Бриттена от режиссера Алексея Франдетти и дирижера Антона Гришанина. Осенью намечено концертное исполнение «Псковитянки» Николая Римского-Корсакова и российская премьера оперы «Альцина» Георга Фридриха Генделя в постановке Кэти Митчелл (копродукция с фестивалем Экс-ан-Прованса). «Пиковую даму» Петра Чайковского приведут в театр Римас Туминас и Туган Сохиев. В апреле подмостки отдадут во власть «Бала-маскарада» Джузеппе Верди в постановке итальянцев: режиссера Давида Ливерморе и дирижера Джакомо Сагрипанти. Летом, под закрытие сезона, обещают «Богему» Джакомо Пуччини в прочтении Жан-Ромена Весперини и маэстро Даниэле Рустиони. 

Балетные планы смешала трагическая ситуация: в кресле стоматолога оборвалась жизнь балетмейстера Сергея Вихарева, реставратора и знатока старинной хореографии. Он должен был участвовать в подготовке премьеры «Великий Петипа» к 200-летию со дня рождения патриарха русского классического танца, теперь от прежней идеи отказались. Торжество ограничится гала-концертом звезд мирового балета. Возобновление «Коппелии» Лео Делиба, восстановленной Вихаревым по спектаклям Мариуса Петипа и Энрико Чекетти в прошлые годы, все же состоится, но не в запланированном декабре, а ближе к концу сезона. Руководитель балетной труппы Махар Вазиев сообщил, что коллектив вспомнит «Дочь фараона» Петипа. Старинный балет на музыку Цезаря Пуни представил в Большом в год миллениума Пьер Лакотт. Однако увидит ли публика спектакль в нынешнем сезоне, пока неясно. В остальном изменений нет. Ближайшие работы — одноактовка Иржи Килиана «Забытая земля» на музыку «Реквиема» Бриттена и «Ромео и Джульетта» Алексея Ратманского, сочинившего свою версию трагедии почти семь лет назад для Балета Канады, в марте — «Анна Каренина» Джона Ноймайера на музыку Альфреда Шнитке.

Свой 242-й сезон Большой уже открыл оперой «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, а сегодня, 15 сентября, стартует театральный год на Большой Дмитровке. Музыкальный имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко пригласил публику на «Пиковую даму» Чайковского — яркую премьеру прошлого сезона. Накануне состоялся традиционный сбор труппы.

Музтеатр еще в конце апреля первым среди своих «собратьев» поделился с представителями СМИ грядущими планами, и все они остались в силе. Оперная афиша пополнится спектаклями «Енуфа» Леоша Яначека, «Макбет» Верди и ораторией Генделя «Триумф времени и бесчувствия». Уже 7 октября опера покажет возобновление одной из самых ярких и веселых своих постановок — «Обручения в монастыре» Прокофьева. Тем самым здесь сделают первый шаг к фестивалю прокофьевских спектаклей, который намечен на следующий — 100-й сезон. Постановщики — Александр Титель и Людмила Налетова, за дирижерский пульт встанет Александр Лазарев. Это четвертая работа выдающегося маэстро в качестве музыкального руководителя постановки оперной труппы театра за последние два с половиной года.

Фото: stanmus.ru

В октябре на Малой сцене покажет свои первые достижения проект «КоOPERAция» — молодые драматурги и композиторы познакомят зрителей с эскизами новых опер. Век назад с поисков неожиданных партитур и идей Музтеатр начинал складывать свою биографию. Первая радость для балетоманов — уже в ноябре. Вечер составят четыре одноактных спектакля: «Серенада» Джорджа Баланчина, «Ореол» Пола Тейлора, «Онис» Жака Гарнье и «Тюль» Александра Экмана. Все, кроме «Серенады», — российские премьеры. Художественный руководитель балета, экс-этуаль Парижской оперы Лоран Илер упрямо намерен вести труппу новыми дорогами, но обещает не забывать и о традициях. Будет в театре и свой Нуреев — в его редакции, неизвестной в России, театр представит классического «Дон Кихота» Людвига Минкуса, и он окажется единственной полнометражной премьерой сезона. Весной появятся еще три одноактовки: обновленный «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева, «Одинокий Джордж» Марко Геке и «Минус 16» Охада Нахарина. На юбилее Мариуса Петипа, к выступлениям хозяев примкнут гости: питомцы балетной школы Парижской оперы и Московской академии хореографии.

Главным же танцевальным событием осени станет фестиваль DanceInversion 2017, совместное детище двух театров: Музыкального и Большого. 25 сентября — выступление первых участников, кубинской компании Danza Contemporanea de Cuba.

Сбор труппы в Музтеатре, пережившем тотальную смену руководства и потерю многих артистов, прошел без веселого фильма, хотя именно здесь зародилась традиция лихо и с юмором провожать прошлое, запечатленное в хронике. Руководство тепло поздравило сотрудников, прослуживших в театре более трех десятилетий и до полувека — ветераны есть и среди педагогов, и среди тружеников мастерских, и в постановочной части. Не забыли представить новичков, стартующих на профессиональной сцене. На сайте театра завершилось зрительское голосование: друзья и поклонники коллектива поддержали своих фаворитов. Победители — те, кто ярче проявил себя в прошедшем сезоне, получили подарки. 99-й сезон открылся.


Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть