Не просто «Блажь»?

Денис СУТЫКА

15.09.2017


«Блажь»

Театр имени Маяковского

Режиссер: Юрий Иоффе

Художник постановщик: Анастасия Глебова

В ролях: Татьяна Аугшкап, Анастасия Мишина, Анастасия Дьячук, Елена Мольченко, Михаил Кремер и другие...

На Малой сцене Театра имени Маяковского показали первую премьеру 95-го юбилейного сезона. Малоизвестную пьесу Островского «Блажь», написанную драматургом в соавторстве с Петром Невежиным, поставил Юрий Иоффе.

Невежин был большим поклонником Островского и за перо взялся под его влиянием. Только, в отличие от Александра Николаевича, успехом драматург не пользовался, работы его никак не могли найти путь к зрителю. Тогда не слишком удачливый автор обратился к классику с просьбой стать его соавтором. Так на свет появилась комедия «Блажь», которая, впрочем, не смотря на имя Островского, большой популярности не имела. Поначалу ее поставили в Малом и Александринском театрах, но вскоре подвергли критике за «упадническое изображение дворянства», и пьеса затерялась на провинциальных подмостках.

Фабула по нынешним меркам проста и довольно избита. Вдова-помещица влюбляется в нахального управляющего, а тот, в свою очередь, играя чувствами хозяйки дома, методично ее обворовывает. На защиту героини встает родня и дети: дочки пытаются образумить мать, показав ей все несовершенства нашего мира. Но разве кто-то способен обуздать страсти дамы бальзаковского возраста, когда ее сердце наполнено последней искренней любовью? Вроде бы сама все понимает, но сделать ничего не может. И будто бы даже специально закрывает глаза на проделки ухажера.

Кому-то подобные отношения могут показаться капризом стареющей женщины или просто блажью, не стоящей внимания. Однако у Островского «Блажь» — не только личная драма героини и трагедия ее семьи, но и легкая комедия о влюбленной помещице и происках ее «верного» слуги. Приверженец классической трактовки, умеющий ставить «как написано», Юрий Иоффе выпустил костюмированный спектакль, погрузив публику в атмосферу конца XIX века. Декораций минимум: в центре — небольшая беседка, где стоит стол, под ним режиссер решил создать импровизированное ложе, предусмотрительно накрытое скатертью, чтобы до поры до времени держать зрителей в неведении. Находка достаточно нетривиальная, вызывающая в зале живой интерес. Публика сидит по кругу сцены и может наблюдать за действием с различных ракурсов. Артистам это создает определенные сложности, но они с честью справляются. Особо хочется отметить Михаила Кремера, сыгравшего управляющего Степана Баркалова, и Елену Мольченко, создавшую фактурный образ помещицы — родственницы главной героини. Необычную органику и яркую работу представила Анастасия Дьячук в роли младшей дочери помещицы.

При этом спектаклю необходимо набрать силу. На премьере артисты порой забывали о камерности пространства и играли, как для большого зала. Из-за этого появлялись совсем неуместные крупные штрихи и ненужная объемность. Там, где, казалось, проступали ростки остроумия и тонкого юмора, артисты неожиданно все сминали.

Остается загадкой и то, почему столь маститый режиссер, как Иоффе, решил поставить далеко не самую оригинальную и знаковую пьесу Островского? Возможно, пытался понять, чем привлек русского классика этот незатейливый сюжет, а заодно познакомить зрителя с этим произведением, придать забытой пьесе новое звучание и побороться с непростым материалом. Впрочем, Иоффе давно уже состоявший режиссер и может позволить себе любую прихоть и даже — «Блажь», особенно, если учесть, что публике она нравится.


Фото на анонсе: Екатерина Чеснокова/РИА Новости