Большой метит в десятку

27.05.2017

Елена ФЕДОРЕНКО

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

ГАБТ озвучил планы на 242-й сезон, но мог бы обозначить и еще более дальнюю перспективу. Пока объявлено десять наименований, однако руководство уже знает маршрут движения на несколько лет вперед и выстраивает долгосрочную стратегию.

Опера в ближайшем будущем отдохнет от современных контекстов (их с лихвой хватило в последнее время) и сконцентрируется на романтизме века девятнадцатого. Балет по преимуществу обратится к проверенным образцам, закрывая нынешний творческий год оригинальной новинкой — спектаклем о Нурееве. Кстати, теперь перечень премьер будет оглашаться гораздо раньше: не под занавес сезона, а в самый что ни на есть его разгар. Во всяком случае, гендиректор театра Владимир Урин сообщил, что интриговать по поводу 243-го не станут и снимут покров тайны, возможно, даже до новогодних праздников.

Главное событие предстоящего сезона — 200-летие Мариуса Петипа. Большой отметит дату возобновлением «Коппелии», поставленной хореографом-реставратором Сергеем Вихаревым на Новой сцене еще в 2009-м, но в репертуаре задержавшейся ненадолго. «Это замечательная работа, нам ее не хватает, и не буду скрывать, что очень многие танцовщики говорят, как они скучают по этому спектаклю», — прокомментировал руководитель балетной труппы Махар Вазиев. Помимо двух гала-концертов с участием международных звезд, которые станцуют в честь великого хореографа-классика, в июле состоится премьера вечера «Великий Петипа». К его подготовке привлекут трех сочинителей, работавших с «текстами» гениального «француза с русской душой» и изучавших записи Петипа, хранящиеся в театральной коллекции Гарвардского университета. Насколько аутентичными окажутся «новинки», пока неизвестно. Как неясно и то, к каким именно произведениям из наследия Петипа обратятся Сергей Вихарев, Юрий Бурлака и Алексей Ратманский. Загадка — будут ли их попытки чистыми реконструкциями или окажутся диалогом современников с академическими образами.

Зато известно, какой оригинальный спектакль ждать от Ратманского. Речь — о шестилетней выдержки постановке «Ромео и Джульетты», подготовленной для Национального балета Канады. Историю любви юных веронцев, таким образом, Большой предложит теперь в двух версиях: на исторической сцене продолжит счастливую жизнь спектакль Юрия Григоровича, престиж Новой укрепят прочтением Ратманского. Встреча двух трактовок в одной афише — явление редкое (в Мариинском — две «Спящие красавицы», в Большом — две «Жизели»). И все-таки на практике чаще всего популярностью пользуется какая-то одна. Но поживем — увидим. Первая осенняя премьера — тоже заимствованный балет «Забытая земля»: ранняя, камерная по составу участников работа Иржи Килиана на музыку «Симфонии-реквиема» Бенджамина Бриттена. Ее включат в программу одноактовок, презентованных нынешним годом («Клетка» Джерома Роббинса и «Этюды» Харальда Ландера).

Публике представят и давно обещанный проект с Джоном Ноймайером, о чем руководство информировало еще во времена, когда Большой принимал на своей сцене гастрольный спектакль «Пер Гюнт». Под музыку Чайковского и Альфреда Шнитке затанцуют герои «Анны Карениной». Постановка станет совместной работой ГАБТа с Гамбургским балетом. Хореограф готовит первый показ с артистами своей труппы, и зрители Германии увидят его уже нынешним летом, на восемь месяцев раньше, чем москвичи.

Стартовая оперная премьера адресована юным. К «Путеводителю по оркестру» Бриттена обратятся режиссер Алексей Франдетти и дирижер Антон Гришанин. В тандеме с «Карнавалом животных» Камиля Сен-Санса получится занимательная экскурсия в мир симфонической музыки.

Русский репертуар продемонстрируют «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова и «Пиковая дама» Петра Чайковского, обе — на исторической сцене. На вопрос, остаться ли Пскову вольным градом или смиренно войти в Московское государство, ответит в концертном формате музыкальный руководитель и главный дирижер театра Туган Сохиев. Он же вместе с постановочной бригадой «Катерины Измайловой» (режиссер Римас Туминас, сценограф Адомас Яцовскис и хореограф Анжелика Холина) представит оперу о тайной недоброжелательности. Германа споет Юсиф Эйвазов. Его звездная супруга Анна Нетребко в начале календарного года продолжит выступления в титульной партии оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско».

«Альцину» Георга Фридриха Генделя — совместный проект с Международным фестивалем в Экс-ан-Провансе — переосмыслят в ГАБТе один из самых ярких современных режиссеров Кэти Митчелл и дирижер-постановщик Андреа Маркон. В премьере «Богемы» Пуччини истории Латинского квартала Парижа разыграет по преимуществу молодежь труппы. Итальянский дирижер Даниэле Рустиони и французский режиссер Жан-Ромен Весперини тоже не обременены солидными летами. Иностранный дуэт приглашен и для «Бала-маскарада» Джузеппе Верди. В роли режиссера и сценографа — Давиде Ливерморе, оркестр поведет Джакомо Сагрипанти.

В разгар следующего сезона у Сохиева завершается контракт с театром, и гендиректор дал понять, что сотрудничество не прервется. Отметит ГАБТ и два столетия. Юбилею со дня рождения Юрия Любимова посвятят показ одной из последних работ мастера — оперы Александра Бородина «Князь Игорь» и подготовят гала-концерт, где за дирижерский пульт встанет Александр Ведерников. Театрализованной программой «Молот и серп» с музыкой Людвига ван Бетховена, Ференца Листа и Исаака Дунаевского вспомнят об Октябрьской революции. А 17 декабря прозвучит «Реквием» Верди в память о жертвах катастрофы самолета Ту‑154 над Черным морем.

Продолжатся прямые трансляции спектаклей, востребованные зрителями всего мира.

Любители же балета ждут фестиваль DanceInversion, где продемонстрируют топовые достижения в области contemporary dance и современных техниках танца. Впрочем, и текущий сезон на своем закате представит возбуждающие интерес премьеры. В разгаре репетиции спектакля Римского-Корсакова «Снегурочка» от Сохиева и Александра Тителя — руководителя оперы дружественного Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Балет перед отпуском покажет спектакль о «летающем татарине» — неистовом Рудольфе Нурееве, музыку специально написал Илья Демуцкий, либреттист, режиссер и сценограф — Кирилл Серебренников, хореограф-постановщик — Юрий Посохов.


Фото на анонсе: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть