Нет света в темном царстве

Денис СУТЫКА

06.04.2017



«Грозагроза»

Театр Наций

Режиссер: Евгений Марчелли

Сценография: Игорь Капитанов

В ролях: Виталий Кищенко, Павел Чинарев, Анастасия Светлова, Юлия Пересильд, Юлия Хлынина, Дмитрий Журавлев

Художественный руководитель ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли поставил в Театре Наций спектакль «Грозагроза» по пьесе Островского. В интерпретации режиссера классика обрела натуралистическую жесткость, сдобренную саундтреком группировки «Ленинград».

«Гроза» — одно из самых популярных произведений Островского. Оно прочно прописалось на отечественной сцене и вошло в школьные учебники. Драматург произвел революцию в театральном сообществе, а его творение стало неким символом фронды против устаревшего жизненного уклада. Почти каждый театр в России мог похвастать своим видением истории Катерины, кинувшейся в Волгу от несчастной любви. 

Естественно, с годами из новаторского сочинения «Гроза» превратилась в хрестоматийное, обросла штампами трактовок. Однако у классики есть чудесная особенность: ждать подходящего времени. Похоже, час «Грозы» настал. За последние пару лет пьесу показали в Театре им. Вахтангова, санкт-петербургском БДТ имени Товстоногова и ряде провинциальных. Режиссеры пытаются подобрать очередной ключик к классическому наследию. 

Лауреат «Золотой маски» Марчелли делает это довольно дерзко, давая массу поводов для обсуждения. Обезличив героев, он создал спектакль вне эпохи, однако контрапунктом наделил персонажей узнаваемыми чертами различных поколений. 

На сцену вынесен огромный бассейн, символизирующий как саму Волгу-матушку, так и омут, куда с головой бросается Катерина в исполнении Юлии Пересильд. На нее, кстати, спектакль и ставился. Режиссер долго обсуждал различные варианты драматургии с худруком Театра Наций Евгением Мироновым, в итоге сошлись на «Грозе».

Обнаженные русалки плещутся в лазурной воде. Читай, вошедшие в русский фольклор девушки-утопленницы, расставшиеся с жизнью из-за обманутой любви. Саундтреком звучит «Рыба моей мечты» Сергея Шнурова. Зритель лицезреет всю эту картину в отражении зеркала, расположенного над сценой. Грамотно выстроенный свет в сочетании со звуками льющейся воды создает необходимую атмосферу, позволяющую публике полностью окунуться в происходящее. 

Если с выбором главной героини все было ясно, то с некоторыми другими исполнителями Марчелли пришлось знакомиться в процессе работы. Впрочем, на роль Кабанихи режиссер пригласил актрису своего театра Анастасию Светлову. Бесспорной находкой стала Анна Галинова в образе сказительницы Феклуши. Неожиданную трактовку получили мужские персонажи «Грозы». Мужа Катерины, Тихона Кабанова, и ее любовника Бориса сыграл один и тот же актер — Павел Чинарев. В представлении Марчелли женщина всю жизнь любит только одного мужчину, а в остальных ищет лишь похожих. 

С первых минут спектакля становится понятно, что в прочтении драматурга режиссер далек от сентиментальной мелодрамы. Движущую силу истории — любовный треугольник — он поднимает до пафоса трагедии. Делает это жестко, натуралистично, с долей ироничного цинизма. Его Кабаниха до одури опьянена любовью к сыну, невестка Катерина, отнимающая часть внимания чада, становится ей заклятым врагом. Героиня Светловой вышла убедительной, мощной, с четко выстроенной мотивацией.

Поначалу Катерина не проявляет характера, кротко отвечает на упреки, но вскоре пускается во все тяжкие со свойственной революционерке-феминистке увлеченностью. Ее мир — клетка, «темное царство», ее природа — свобода, желание любить. Именно этого она настойчиво и добивается. Пересильд умело ведет эту линию. Под занавес ее Катерина становится настоящей бунтаркой, чей пыл может остудить только вода. Кстати, во время спектакля Пересильд пару раз запрыгивает в бассейн, чтобы утихомирить свою страсть. Такая же маленькая «Катерина» живет и в сестре Тихона, сыгранной Юлией Хлыниной. Только Варвара пока еще присматривается, соизмеряет силы с желаниями, ищет пути, как хитростью, а не бунтом вырваться из устоев семьи. 

В «Грозагрозе» Марчелли трудно нащупать выход из пресловутого темного царства. По сути, режиссер заявляет историю ущербных людей, которых до патологии разъедает любовь. Кажется, лекарства нет. Разве что в омут с головой, дабы сбежать от самих себя? Зритель, отметим, ждал, что Катерина и в третий раз булькнется в бассейн под аккомпанемент Шнурова, но режиссер разочаровал. Доведя зал до мандража неистовством героини, Марчелли погасил свет и был таков.