Не расстались с комсомолом

26.01.2017

Елена ФЕДОРЕНКО

«Ленком» готовится встретить юбилей. К памятной дате выпущена книга под названием «Девять десятилетий».

С хронологической точностью в ней зафиксированы главные события прошлого и настоящего: сотни раритетных иллюстраций, афиши, фотодокументы, постановки с указанием авторов и исполнителей. Сам текст ограничен данными, скорее, пояснительными; биографические справки выстроены как скрещения судеб — страны, переживавшей катаклизмы, и людей театра, в чьей жизни отразились целые эпохи.

Первый, стартовый этап приходится на время, когда в знаменитом московском особняке бывшего Купеческого клуба заявил о себе современный и бодрый ТРАМ. Рождение Театра рабочей молодежи в 1927-м инициировал московский комсомол, и организовать работу талантливых самодеятельных артистов взялись мощные силы МХАТа. Формула становления была традиционной для русской сцены: ряды любителей-самородков, творивших после трудового дня на фабриках и заводах, пополнялись профессионалами. И в 1938 году на культурной карте столицы появился новый бренд — «Московский театр имени Ленинского комсомола». Впрочем, публика почти сразу название сократила до четкого и быстрого «Ленком». Связью времен и уважением к истокам продиктовано сохранение коллективом этого «революционного» имени.  

Автор-составитель книги, архивариус Сергей Николаев и художник Игорь Яковлев с любовью вводят в летопись театра материалы о тех, кто обеспечил его славу. Их — сначала трамовцев, а затем ленкомовцев — немало: Валентина Серова и Николай Крючков, Илья Судаков и Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и Борис Толмазов, Всеволод Ларионов и Глеб Панфилов, Елена Фадеева и Татьяна Пельтцер, Олег Янковский и Александр Абдулов.

Фото: Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Акцент сделан на трех знаменитых авторских периодах. С конца 30-х годов по 1951-й труппой руководил Иван Берсенев. В 60-е на Малой Дмитровке (тогда — улице Чехова) взошла звезда Анатолия Эфроса, поплатившегося на взлете должностью за то, что не смог выдержать «правильное направление в формировании репертуара». Ушел лидер, с ним — его актеры-единомышленники, оскудела афиша. Жестокий и казавшийся непреодолимым кризис не утихал, когда в 1973-м труппу возглавил Марк Захаров, с чьим именем и связан ренессанс коллектива. Первая легенда — спектакль «Тиль» с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым по пьесе Григория Горина, неизменного соавтора режиссера. Судьбе современной оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» аналогов не отыскать — недавно ее сыграли в 1500-й раз, как всегда — при полном аншлаге. «Иванов» с Евгением Леоновым, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва», и в них — целая гвардия ленкомовских звезд, любимых всей страной. Каждому отведен «свой» разворот в новой книге.

Изданный фолиант распахивает историческую перспективу, протягивает нити из славного прошлого в яркое настоящее, достойное блистательной истории длиной в девять десятилетий. Ради будущего. Праздник — веселый и шумный — готовит ленкомовская молодежь уже нового тысячелетия. В коллективе, воспитанном на преемственности поколений, иначе и не бывает.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Игнатов Кирилл Юрьевич 27.01.2017 11:03:15

    "И в 1938 году на культурной карте столицы появился новый бренд" Да, звучит выразительно. Интересно, автор произносит брЭнд или брЕнд....
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть