Большие планы

Елена ФЕДОРЕНКО

12.09.2015

В ГАБТе состоялся сбор труппы, посвященный началу 240-го сезона.

В зрительном зале Исторического здания собрались многочисленные коллективы Большого: опера, балет, оркестр, мастерские и все технические службы. По традиции на таких встречах вспоминают достижения прошлого театрального года, награждают лучших из лучших и оглашают замыслы на будущее. Планы на предстоящий сезон нашим читателям уже известны и изменений не претерпели («Культура» от 19.06.2015). Девять премьер — шесть оперных и три балетных, эксклюзивные программы памяти Майи Плисецкой, Елены Образцовой, Георгия Свиридова, Софьи Головкиной, Раисы Стручковой и юбилейные вечера в честь Геннадия Рождественского, Леонида Десятникова, Бориса Акимова.

Итоги подвели весело — показали кинокапустник, где театральную хронику прошлого года «озвучили» крылатыми изречениями классиков и современными перлами. Герои недавних премьер выясняли отношения под классические песни Александра Зацепина из «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки». Балетный Печорин, разочаровываясь в дамах, решал «сколько жен, в самый раз — три или одна», а оперная Кармен признавалась: «Видишь, гибнет, сердце гибнет в огнедышащей лаве любви».

Веселый тон мероприятия поддержали гендиректор Владимир Урин, главный дирижер и музруководитель Туган Сохиев, худрук балета Сергей Филин, представившие молодых артистов, зачисленных в коллектив Большого. Премии от Попечительского совета по 200 тысяч рублей каждая получили 14 человек, среди которых не только мастера сцены, но и концертмейстеры, работники цехов и даже воспитатель театрального детского сада. Сидевшие за моей спиной билетеры почтенного возраста всякий раз приговаривали: «Правильно, справедливо, хорошо».

На бодрой ноте труппа покинула зрительный зал, а руководители ответили на вопросы журналистов, коих собралось немало, камерами были заставлены оба прохода. Всем, конечно, не терпелось узнать, кто в марте следующего года сменит Сергея Филина на посту балетного худрука (правда, теперь его должность изменила название на «директора балетной труппы», а насколько изменила содержание — покажет время). Оказалось, что главная интрига развивается, и имя преемника Филина держится в тайне. Владимир Урин с развязкой не торопится, обещает объявить о решении только в конце сентября: «Я принципиально не говорю о кадровых переменах на сборе труппы, поскольку считаю это неуместным. За все, что происходит в этом балетном сезоне, несет ответственность Сергей Филин (срок его полномочий истекает 16 марта 2016 года — «Культура»). К тому же я должен сначала подписать контракт с этим человеком, представить его Сергею Юрьевичу и труппе. А затем мы доведем информацию до СМИ». Дотошным работникам пера гендиректор признался, что кандидатура уже найдена. Но слухи все равно растут как снежный ком. В кулуарах обсуждают и бывшего директора балета Парижской Оперы Брижит Лефевр, и Махара Вазиева, главного балетмейстера театра «Ла Скала» — его уже приглашало прежнее руководство Большого, и Вячеслава Самодурова — молодого фантазийного хореографа, работавшего на Западе, а ныне возглавляющего труппу Екатеринбургской Оперы. Напомним, что в конце сезона зрителей Большого театра ждет премьера «Ундины» Ханса Вернера Хенце в оригинальном прочтении Самодурова.

Сообщил Урин и о том, что Большой театр, хоть и не испытывает серьезных проблем с финансированием, однако «считает деньги, серьезно оценивает ситуацию, целесообразность трат». В 2015 году бюджет ГАБТа был сокращен по сравнению с 2014 годом на 10%. Но, по словам гендиректора, существовала «подушка безопасности, которая перешла из 2014 года, так что в этом сентябре мы получили цифры, равные прошлогодним».

В ближайшее время публику ждет международный фестиваль современного танца DanceInversion. Самый крупный и уважаемый смотр неклассического направления, придуманный два десятилетия назад командой Владимира Урина, который в то время возглавлял Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Нынешний DanceInversion стартует 20 сентября, рассчитан на три месяца и обещает немало интересных встреч.