«Мерседес» уходит от погони

Петр НЕНАШЕВ

27.10.2015

В росте аварийности нередко обвиняют стритрейсеров — любителей гонять по городским улицам на запредельных скоростях. Они проносятся по магистралям, словно вырвавшись из какой-то компьютерной игры, и так же молниеносно исчезают. Но есть в Москве места их постоянного базирования. Туда-то и отправился корреспондент «Культуры», чтобы узнать, что эти люди думают о безопасности движения.


«Чем мы хуже?» 

Небольшая асфальтированная площадка на окраине столицы. Крутых авто здесь нет. «Жигули» разных лет да старенькие иномарки, пережившие не один глубокий тюнинг. Публика от восемнадцати и старше. Много юных девушек, они явно в восторге от своих кавалеров и их «железных коней». 

У «Лады-семерки» Сергея бамперов нет, подвеска занижена до предела, стоят широченные «катки». Юноша трудится в автосервисе, пока разнорабочим, поэтому о хорошей «тачке» только мечтает. Коротко и криво остриженный светлый ежик, похоже, прическу делала подружка. Так и есть — молодые люди экономят на всем. 

— Бывает, конечно, страшновато, когда идут гонки, — делится Александра. — Но ребята больше с техникой возятся, гайки крутят, что-то там переделывают, улучшают. Да и соревнования всегда проводятся на закрытых трассах, по городу мой парень и его друзья никогда не «шахматят».

У Игоря аппарат получше, старенькая Toyota Celica. Запчасти из Японии и США стоят дорого, а на повестке дня уже стоит переборка мотора. Все только своими руками по книжкам-мануалам: приходится подтягивать английский, учить технические термины, штудировать литературу по автомобилестроению и металлообработке. Вместо недоступных по цене импортных деталек на токарных и фрезерных станках точится «импортозамещение». В общем, молодежь при деле. 

Впрочем, помимо юных «кулибиных» в тусовке водятся и откровенные отморозки.

— Деткам олигархов, значит, можно носиться по столичным улицам под двести км на Porsche и Ferrari, а нам нельзя, так что ли? — ругается один из парней. — Вот, по МКАД как-то Bugatti Veyron с Nissan GTR гонялись, за триста скорость была, и ни одна гаишная сирена даже ни пикнула. А за это вообще-то полагается лишение прав. До сих пор то видео в интернете лежит — готовый вещдок.

Его претензии имеют под собой основания: многие власть имущие нынче подают народу дурной пример. Это в СССР инспектор ГАИ мог оштрафовать любого, включая партийных боссов, да и культура была иной. Главный идеолог Михаил Суслов заставлял персонального шофера строго соблюдать правила: по Москве его ЗИЛ ездил не быстрее 60 км/ч. Леонид Брежнев, который во цвете лет был настоящим водителем-асом, гонял лишь на перекрытых охраной трассах. Сейчас все иначе.

С «Горы» виднее...

Парковая зона близ МГУ, так называемая «Смотра» или «Гора», здесь тусуется совершенно иная публика. BMW M-series, Mercedes от пафосных ателье AMG и Brabus, спорткупе Lexus, Porsche — куда же без них. Около авто кучкуются самодовольные персонажи в брендовых шмотках, они вальяжно обсуждают, кто и какую новую машинку прикупил. Рядом — стайка «гламурных кур»: девушки из высшего общества жеманно стряхивают пепел с длинных тонких сигарет, с презрением поглядывают на прохожих и спорят, в каком клубе встретить полночь, а куда забуриться под утро. То и дело с места срывается очередной «пепелац» и на дикой скорости уходит вдаль: стоящий в десяти метрах патруль ДПС неуклюже отворачивается.

Обо всех громких ДТП с участием крутых авто здесь хорошо осведомлены. За виновников, примеряя, очевидно, такие ситуации и на себя, особо не волнуются. 

— Позвонят родичи «гайцам», те права в зубах им домой притащат, а дело закроют, — выдает один из представителей «золотой молодежи». — Машинки вот только жаль, ну ничего, их тоже время от времени надо менять, так ведь?

Детки, действительно, ничего не боятся и совсем не стесняются. 

— Катаются всякие там, мешаются под колесами. Как там про них пишут — «быдло бирюлевское», — вещает Ксюша, пилот роскошного японского спорткупе. — Вот пусть сидят по домам и картошку жрут. 

Окружающие выражают полное одобрение: «ведрам» дешевле «ляма» не место на улицах столицы! Однако гонщики поумнее стараются откреститься от нарушителей.

— Сбил чей-то сыночек кого-то на Кутузовском на своем Lamborghini — СМИ говорят: виноваты стритрейсеры, — возмущается глава драгрейсингового клуба ISRTEAM (позиционирующего себя как клуб нелегальных уличных гонок) Дмитрий Panica. — Не конкретно такой-то ребенок олигарха или чиновника, а мы — сообщество любителей автогонок. Собирались даже принять против нас закон. Между тем наши машины даже не предназначены для езды по улицам, мы их привозим на соревнования на прицепах.

По его словам, любители опасных уличных покатушек — это в основном «элита» и те, кто стремится ей подражать, в том числе и некоторые стритрейсеры. А еще среди виновных в беcпределе, творимом на дорогах, — сами сотрудники ГИБДД. 

— За отморозками-стритрейсерами гаишники гоняться не станут, — уверен Дмитрий. — Да и «золотую молодежь» тронуть не посмеют.

От ужесточения законодательства, в частности введения ответственности за так называемое «опасное вождение», глава клуба нелегальных гонок тоже ничего путного не ждет: 

— В нашей стране самый простой критерий виновности — может человек защититься от произвола или нет. Прямо по Крылову: «У сильного всегда бессильный виноват». Внятных критериев «опасного вождения» не озвучено, значит, будут штрафовать тех, кого не страшно. А именно рядовых водителей.

Перестроился — все, виноват. И поди докажи обратное.

Обида на полицию, да и вообще на власти имеет свою историю. В Госдуме собирались принять закон против участников и организаторов уличных автогонок. Но потом решили: какая разница, рейсер, не рейсер, нарушил правила — отвечай. Документ притормозили, но осадок у любителей погонять остался.

— Мы неоднократно пытались легализоваться, стать официальным спортивным клубом, — сокрушается Panica. — У нас все есть для этого — и аппаратура для телеметрии, и опыт. Драгрейсинг — это не гонки по улицам, а соревнования по ускорению на дистанции 402 метра, на закрытой трассе. Однако власти не идут на контакт, им это не интересно. Молодежи свойственно искать приключений, желание скорости вполне естественно, однако направить это в здравое, организованное русло чиновники не желают.

— Мы не просим помещений, хотя бы кусочек заброшенной улицы под трассу — и то не дают, — вторит ему глава другого гоночного сообщества Speedhunters Евгений Киричков. — Зато ночные клубы, где юношей и девушек активно спаивают, возникают как грибы после дождя. А мы копаемся с автомобилями, гоняемся, занимаемся техническим самообразованием. На наших мероприятиях, кстати, алкоголь строго запрещен, видим кого подшофе — не важно, водителя или зрителя, — вызываем полицию. Но никому мы не нужны...

Конечно, можно усомниться в том, что наши собеседники и их влюбленные в скорость товарищи чтут каждый пункт ПДД. Но в том, что система умного и полезного досуга молодежи оказалась разрушенной и никто не собирается ее восстанавливать, с этим не поспоришь. Раньше при дворцах пионеров, ДК и прочих общественных организациях действовали многочисленные технические секции, в том числе и автомобильные. Дети и подростки учились творить, на базе серийных силовых агрегатов и самодельных комплектующих создавать карты, багги, экстремальные шоссейные болиды, какие-то вездеходы. Все эти клубы давно закрыты, их имущество разворовано, помещения приватизированы, а автодромы и гоночные трассы застроены элитными коттеджами.

Для молодых людей, кому хочется погонять, необходимо вновь открыть двери «клубов по интересам». Чтобы без ущерба для окружающих было где вообразить себя Шумахером. Тогда и на дорогах будет поспокойнее.


Законы-то у нас хорошие

Опасения, что поправки в ПДД обернутся усилением репрессий в отношении законопослушных водителей, высказывают и некоторые юристы. 

— За так называемое «опасное вождение» можно будет привлечь любого, ведь само определение очень размытое, — считает один из ведущих экспертов в области законодательства о безопасности дорожного движения адвокат Виктор Травин. — Кроме пополнения госбюджета и роста коррупции, иных последствий введения данных поправок не предвидится. В последнее время совершенно бездумно повышаются штрафы, а ситуация на дорогах отнюдь не улучшается, скорее, наоборот: люди звереют, на своей шкуре ощущая «двойные стандарты».

Более оптимистично настроен вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

— Документ, разработанный в МВД, и правда содержит очень расплывчатые формулировки, его ругают совершенно справедливо, — говорит он. — А вот законопроект, над которым работали депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов, в формулировках точнее. Там предусматривается ответственность только за неоднократные резкие перестроения и/или резкие ускорения-замедления. 

Впрочем, дело не только в законах. Их применение — вот основная проблема. Вспомним гениальную книжку Носова «Незнайка на Луне»: там полицейские защищали исключительно богатых, причем в основном от простого народа. Не то ли иногда творится у нас? Вас могут переехать даже на тротуаре, а преступник, если причислен к «элите», избежит наказания. Этим летом, например, 19-летний Максим Лупачев — сын столичной чиновницы, — на своем BMW М5 (от 5,5 млн руб.) сбил мотоциклиста, от полученных травм тот скончался. Дело спустили на тормозах.

— Я сам живу на Ленинских горах и каждый день вижу, как молодые люди из богатых и начальственных семей гоняют на очень дорогих машинах, нарушают правила, подвергают жизни людей опасности, — говорит Ольшанский. — По идее, законы у нас хорошие, наказания суровые. Вот только на суды оказывается давление, особенно на местном уровне.