«Сапсан» сближает города

Александр АНДРЮХИН

11.12.2014

«Сапсан» для жителей двух столиц — больше, чем поезд. Он связал Санкт-Петербург и Москву, практически как пригородная электричка: между центрами двух городов всего лишь три с половиной часа езды. 17 декабря исполняется пять лет с того дня, как первый «Сапсан» стартовал из Москвы в Питер. За это время популярность его возросла многократно.

Пять лет — срок небольшой. Но времена, когда до Питера приходилось добираться как-то по-другому, напрочь стерлись из памяти столичных пассажиров утреннего «Сапсана».

— Кто-то скажет, что на самолете все же быстрее, — размышляет московский бизнесмен Анатолий Смирнов, с которым мы беседуем на перроне Ленинградского вокзала. — Да, полет — полтора часа. Но в аэропорту нужно быть как минимум за час до вылета. Потом все эти контроли, досмотры, регистрации. Плюс время — чтобы через пробки добраться до самого аэропорта. А после прилета в Пулково теряешь еще полтора часа, чтобы выловить свой чемодан и добраться до ближайшего метро.

Восемь часов на обычном поезде тоже, по словам Смирнова, ни то, ни се, тем более для делового человека, которому нужно раз в неделю бывать в Питере. Если едешь в ночь — толком не выспишься. Иначе — день потерян. А на «Сапсане» — садишься в 7 утра, а в 10.30 уже выходишь на Невский проспект.

— По времени столько же, сколько я на машине добираюсь до дачи, которая находится всего в 24 км от МКАД, — смеется Смирнов. 

Что касается комфорта, тут с «Сапсаном» даже сравнивать нечего. Удобные кресла, принимающие любой угол наклона. Возле каждого кресла — розетка для подзарядки мобильного телефона. Есть Wi-Fi. Если этого мало, можно взять билет в вагон №1. Там к каждому месту добавлены еще индивидуальные столики, сенсорные видеомониторы, лампы для чтения. Причем кресло регулируется не вручную, а с пульта. Предусмотрена и подставочка для ног, если вздумается ехать лежа. 

— Комфорт для пассажира — наш приоритет, — говорит «Культуре» глава Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» Владимир Андреев. — Мы постоянно совершенствуемся. Например, с 15 сентября ввели новый класс обслуживания в вагоне №10 «Экономический+». Там увеличено индивидуальное пространство за счет уменьшения числа кресел. Еще в поезде появился четырехместный салон-купе — VIP-переговорная, она расположена за кабиной машиниста. 

Но Дирекция, по словам Андреева, заботится не только о деловых людях. В вагоне №10 оборудована детская зона, где для пассажира с ребенком в возрасте до года предусмотрено «Место матери и ребенка». В этом же купе есть и места для детей от 10 до 16 лет, которые едут без сопровождения родителей. В этом случае их сопровождение «Сапсан» берет на себя.

Примечательно, что, несмотря на все возрастающую популярность скоростного поезда, базовая стоимость проезда осталась прежней: в эконом-классе — 2900 рублей, в бизнесе — 5131,1 рубля. Сопоставимо соответственно с ценой в купе обычного поезда и в самолете. 

— А еще в «Сапсане» просто интереснее ездить, — продолжает расхваливать бизнесмен Смирнов. — Пару раз я видел Ивана Урганта, Михаила Боярского. А недавно сидел рядом с самой Алисой Фрейндлих! Причем ехали мы в эконом-классе. 

Как рассказали в Дирекции скоростного сообщения, система тарифов совершенствуется. С сентября этого года стоимость проезда стала зависеть от того, сколько времени пассажир будет проводить в пути. В результате на некоторые поезда билет можно купить за 2000 рублей при условии приобретения за 45 суток. А если «туда-обратно», то еще меньше — 1800. Есть и другие льготы: для школьников и молодежи, для пассажиров старше шестидесяти.

За пять лет «Сапсаны» перевезли более 13 миллионов пассажиров. Скоростной поезд стал настолько востребованным, что пришлось удваивать составы, ибо стандартный — из десяти вагонов — уже не мог вместить всех желающих. В результате — рекорд: двадцативагонный «Сапсан» Москва — Санкт-Петербург считается самым длинным высокоскоростным поездом в мире. В ноябре этого года длина поезда — 500 метров 78 сантиметров — была торжественно зафиксирована для Книги рекордов Гиннесса. 

Рост популярности привел и к расширению географии. Сейчас «Сапсаны» курсируют не только между Москвой и Санкт-Петербургом, к ним добавился и Нижний Новгород, получился своеобразный транспортный треугольник.

Для компании «Сименс», поставившей в Россию поезда, «Сапсан» стал одним из самых успешных проектов. В мире нет примеров, когда за срок менее чем два года проект вышел на заданные параметры готовности и надежности. Так что первая пятилетка оказалась значительно более успешной, чем рассчитывалось.