«Россия» и меняющийся мир

Платон БЕСЕДИН, Екатеринбург

10.10.2019

В столице Урала завершился 30-й открытый фестиваль документального кино «Россия» — один из наших главных кинематографических фестивалей. В этом году мне довелось быть в жюри, выбиравшем лучший телефильм.

Работы проходили предварительный отбор, так что дошли лучшие из лучших. Отдельно надо отметить две вещи. Во-первых, «Россия» — прежде всего для профессионалов, и критерии здесь очень строгие. Во-вторых, программа оказалась донельзя разнообразной: можно было увидеть картины и о диссидентах, и о протестной молодежи, и о патриотах Русской весны. Никаких политических ранжиров — исключительно качество и профессионализм.

В конкурсе телевизионных документальных фильмов заслуженно первенствовала лента Олеси Фокиной «Fermata», посвященная жизни и творчеству Владимира Минина. Создателям удалось не только показать путь этого значительного для русской культуры человека, но и, в общем-то, создать универсальное полотно о сложной взаимосвязи диктатуры гения и творческого полета к свободе.

Два спецприза жюри получили «Теленгиты. Кочевники XXI века» (режиссер Алексей Борисов) с формулировкой «За художественное воплощение живой этики народа» и «Юра-музыкант» (Павел Селин) — «За осмысление эпохи сквозь образ поэта». На фестивале, к слову, присутствовали и другие фильмы о малых народах России (в частности, о телеутах) — и это тренд, имеющий как свои плюсы, так и минусы. Кино же Борисова привлекает в первую очередь своим визуальным рядом, изящно передавая связь земли и ее народа. Зрители же отдали главный приз своих симпатий картине Анны Голиковой об Илье Кормильцеве. Неудивительно, учитывая, что события происходили в Свердловской области. Жюри меж тем отметило работу о другом рок-музыканте — Юрии Шевчуке, где ценно то, как глазами очевидца показана эпоха. 

Дипломами были удостоены еще две ленты: «Пропасть. Робот-коллектор» (Дмитрий Завильгельский) и «Солдаты спорта» (Екатерина Толдонова и Геннадий Каюмов). В первом случае мы видим размышление на фразу Руссо: «Прогресс не дал нам ничего, кроме падения нравов». Режиссер исследует запутанную связь технических и морально-нравственных категорий. «Солдаты спорта» — работа местами выпукло идеологическая, но крайне важная для понимания природы подвига. Она рассказывает о людях, которые, пройдя Великую Отечественную, позднее стали еще и героями олимпийского спорта.

В контексте подвига крайне важной стала лента «Экспозиция войны», отмеченная зрителями, но не жюри. К сожалению, лично мои усилия по продвижению данной работы не увенчались успехом — однако фильм, рассказывающий о пути фронтовых операторов, сохранивших изуродованные лики войны для потомков, достойна большего.

В конкурсе же документального кино, жюри которого возглавил Юрий Поляков, первенствовала работа режиссера Валерия Тимощенко «Комбриг». Очень важный, но так до конца и не принятый фильм. На центральном телевидении сегодня не особенно рады проектам, связанным с идеей Новороссии. Фильм рассказывает о легендарном Алексее Мозговом, но за его могучей фигурой мы видим всех тех героев, кто отправился сражаться за русские ценности, а в итоге, к несчастью, остался лежать в земле. Важно, награждение «Комбрига» — шаг к тому, чтобы ленту продемонстрировали на одном из федеральных каналов.

Приз за лучшую короткометражку достался работе Сергея Головецкого «Полет чемпиона» — необычному кино, в котором рекордсмен мира по прыжкам в длину Игорь Тер-Ованесян готовится встречать гостей в честь своего 80-летия. За операторское мастерство наградили Владимира Самородова: его работа «Не уходит отсюда» — завораживающая лента об исчезающем селе Учма, где монастыри и храмы образуют нечто вроде небесного града на грешной земле. Приз за лучший дебют достался «Необратимой химии» Джульетты Мартиросян, а спецприз жюри с формулировкой «За художественное исследование человека во времени» — работе Дмитрия Кабакова «Обстоятельства места и времени».

Ну и, наконец, главный приз ОФДК «Россия» ушел Алексею Федорченко за ленту «Кино эпохи перемен». В ней тоже виден особый символизм: рассказ идет о провинциальном кино 90-х, когда закрывались киностудии, но искусство — вопреки всему — продолжало создаваться, крутилось, как израненная кинопленка, чтобы пережить худшие годы лихолетья, но войти в новую фазу — засилья лишних, пустых образов, среди которого зрителю порою так легко потеряться. И фестиваль «Россия» в данном контексте расставляет очень важные, очень точные приоритеты. Теперь нужно, чтобы они были донесены до массового зрителя. Кино, показанное на фестивале, того более чем достойно.


Фото на анонсе: rossia-doc.ru