Есть контракт!

Екатерина САЖНЕВА, Вологодская область

04.04.2019

Система соцконтрактов заработала на Вологодчине с 2013 года. Именно тогда были внесены изменения в областной закон о государственной социальной помощи. «Потерял работу», «муж стал инвалидом», «мать-одиночка», «много детей» — за каждой семьей, заключившей подобный договор, своя непростая жизненная история.

Есть здесь и мама троих детей, превратившаяся в хозяйку швейного ателье после того, как в результате несчастного случая супруг получил серьезные увечья; и новоиспеченная проектировщица в службе городского хозяйства, и многие сельчане, выбравшие фермерскую стезю...

Из областного бюджета на реализацию программы ежегодно выделяется 40 миллионов рублей. «Удалось вывести из зоны риска 95 процентов семей-участников», — уверяет губернатор Олег Кувшинников. Но кто же они — люди, не побоявшиеся взять у государства целевые деньги, которые требуют строгой отчетности?

Многодетные Серебряковы проживают в селе Заднем Усть-Кубинского района. У 36-летней Нины четверо детей. Старшие дочь и сын — давно подростки, еще двух девочек моя собеседница родила, уже подписав социальный контракт.

— Вообще-то я работаю педагогом в Центре дополнительного образования. Веду кружки по робототехнике и краеведению, занимаюсь с ребятами научными исследованиями. А с самыми юными детишками — рисованием, — рассказывает женщина.

Не было бы счастья... Так получилось, что потерял работу муж. Найти новую оказалось нелегко. Село хоть и не крошечное — в нем проживают около четырехсот человек, однако производств поблизости нет. Нет ни школы, ни больницы; как и везде в глубинке, существуют сложности с общественным транспортом. До районного центра добираться порядка 20 километров. «Старшую дочку отвозит на уроки школьный автобус, а сын на пятидневке в кадетском корпусе», — поясняет многодетная мама.

Выбраться из трудной жизненной ситуации Серебряковым помог тогда соцработник. Именно он и поведал о только что появившейся системе социальных контрактов.

— В нашем районе мы стали одними из первых, — гордится Нина. — Если честно, то никаких особенных бюрократических помех не возникло, нужно было собрать минимальный пакет документов, написать, что муж не работает, что мы реально нуждаемся.

Помощь оказывалась разово. Было и еще одно необходимое условие для того, чтобы претендовать на финансирование, — требовалось изложить цель, на которую планируется потратить транш и написать импровизированный бизнес-план. Лишь тогда социальные службы одобряли заявку. «Если бы мы были не слишком убедительны, могли и срезать сумму. Но нам повезло — денег дали ровно столько, сколько просили».

Свой первый социальный контракт семья потратила на то, о чем давно мечтали,  — на инкубатор. Всегда хотели заниматься разведением птицы: не только куриц или индюшек, как у многих, но и цесарок, уток, гусей.

— До этого мы брали инкубатор напрокат, очень хотели иметь свой, но и помыслить не могли, что его удастся приобрести, причем самый современный! — восклицают Серебряковы.

Правда, по словам Нины, платежной квитанции у них никто не просил. Заглянул на чай тот же самый социальный работник, убедился, что все в порядке: цыплята вылупились, договор работает. Было это пять лет назад. С тех пор Серебряковы заключили еще один соцконтракт с государством.

— На этот раз попросили на строительство птичника. Своих средств вложили половину, остальное оплатили социальным контрактом. Да, пока большая часть прибыли уходит на расширение хозяйства. Но в перспективе надеемся получать неплохой стабильный доход.

На основе родительского опыта старшая дочка защитила в школе свой собственный проект, посвященный тому, как соцконтракты меняют сегодняшнее село к лучшему.

— Вся в меня, — смеется Нина. — Я тоже подхожу к любому делу творчески. Хоть в педагогической работе, хоть и став хозяйкой птичника. Постоянно учусь на каких-нибудь онлайн-курсах, ведь знаний много не бывает.

Теперь Серебряковых никак нельзя назвать малоимущими и нуждающимися. Отец семейства вышел на «постоянку» — водителем большегруза. Нина восемь месяцев назад родила младшую Владу. Рискнула? Нет, молодая мать так не считает, она полностью уверена, что впереди лишь счастье и достаток. От плохой жизни многодетными не становятся.

Этой осенью мать семейства собирается выйти из декрета и снова окунуться в учительство — правда, пока на полставки. Ну а с приусадебного хозяйства в отпуск не уйдешь.

— Мы стали пионерами соцконтрактов, а теперь в нашем районе данный вид помощи востребован весьма широко, — Серебряковы переглядываются, им нравится снова и снова вспоминать о том, как все начиналось. — Люди поняли, что эта новая система помогает решить многие проблемы, особенно на селе, где работы мало в силу множества причин. Соседи наши, например, теперь разводят свиней, кто-то занимается ремонтом домов, кто-то шьет... Было бы желание трудиться, а не сидеть и ныть, когда денег нет.


Фото на анонсе: Виктор Драчев/ТАСС