Испытание каникулами

Петр НЕНАШЕВ

31.05.2018

1 июня в России празднуют День защиты детей. Здоровье и безопасность школьников во время каникул — одна из ключевых задач в том числе и для руководства лагерей отдыха. Еще зимой по всей стране прошли многочисленные проверки, по итогам которых многие учреждения были оштрафованы или закрыты. Корреспондент «Культуры» побывал в нескольких регионах и выяснил, что этот год может стать в определенном смысле переломным, задав совсем иные стандарты для всей отрасли.

После трагедии на Сямозере, в Карелии, которая случилась в 2016 году, детские оздоровительные лагеря — самый очевидный адрес для любых контролирующих организаций. Проблему проще предотвратить, чем решать в разгар лета. Усилия чиновников и руководства лагерей привели к самым разным последствиям.

Мышкинский лес

Сначала мы отправились в Ярославскую область. Детский оздоровительный лагерь им. Германа Титова расположился в красивейшем сосновом лесу на берегу Волги близ города Мышкин, — ведомственный, с историей. Основанный в 1960 году, он всегда принадлежал рыбинскому судостроительному заводу «Вымпел». Предприятие средств не жалеет — к этому сезону на территории появились новые «дачи». Так здесь называют корпуса, в которых обитают дети.

«Используем только экологически чистые натуральные материалы, причем во всем. Стены из клееного бруса, кровати деревянные, никакой синтетики. Дети должны жить в самых комфортных условиях. Здесь и горячая вода, и кондиционирование, и отопление на случай необходимости», — рассказывает директор Любовь Лебардина.

Просторные светлые комнаты, большие холлы с многочисленными пуфами и телевизорами, душевые, игровые etc. Рядом достраивается еще один корпус, на очереди новые хозпостройки и прочая инфраструктура, в том числе культурная.

Пахнет в «дачах» потрясающе — свежим деревом, смолой. К приезду юных гостей идут последние приготовления: на кровати стелют новое белье, намывают помещения, расставляют дополнительную мебель. И оформляют необходимые документы. Так, Лебардина постоянно отвлекалась на общение с сотрудниками, которые повезли воду на анализы в СЭС. У лагеря две свои скважины, полная автономность, но каждый год качество воды требуется подтверждать.

Самообеспечение — вообще модный тренд. Столь сложные объекты, как детские лагеря отдыха, нуждаются в дублирующих системах. Дизельный генератор и аварийный запас воды — не роскошь, а необходимость, как и большой запас продуктов.

Кстати, кормят тут отлично — при норме не менее 235 рублей на ребенка в день продуктов покупают на 360 рублей. Два раза в сутки фрукты, мясо, натуральное молоко с окрестных ферм, хлеб и выпечка — свои. Повара — местные, мышкинские — со всеми необходимыми сертификатами, работают в ДОЛ уже по многу лет.

Проверка на безопасность тоже пройдена, компетентная комиссия не нашла нарушений. ЧОП бдит, а за периметр детей без присмотра не выпускают. Как по заказу, на территории лагеря проводили учения, и пожарный расчет отрабатывал тушение бытовки. Девушка-инспектор все протоколировала, фотографировала, а потом отправилась изучать постройки. Впрочем, и тут никаких нарушений выявлено не было.

На реке Черемухе

В ДОЛ им. Александра Матросова (Рыбинский район) тоже готовились к приезду комиссий, которые должны дать «добро» на заселение. Тут никогда не было никаких ЧП, и обеспечению безопасности уделяется повышенное внимание.

«Поскольку мы муниципальное учреждение, то активно сотрудничаем с городскими властями, они нам помогают. Пожарные читают детям лекции, но не только — приезжает машина, все показывают и рассказывают. Всем очень нравится. ГАИ тоже относится к работе неформально, на занятия «Безопасное колесо» дети ходят с огромным удовольствием. Все зависит от того, как поставить процесс. А нам удается совмещать приятное с полезным», — говорит начальник ДОЛ им. А. Матросова Юлия Файфер.

Здесь, конечно, не так богато, как в Мышкине, все-таки бюджетная структура городского подчинения. Корпуса советские (лагерь основан в 1955 году), но крепкие , кирпичные. Помещения поддерживаются в образцовом порядке, как раз закончился ежегодный косметический ремонт.

Клуб пока ремонтируется, но к заезду детей все работы закончат. В лагере огромный актовый зал, многочисленные помещения под кружки, солидная библиотека, комнаты отдыха. Территория уже приведена в порядок, дорожки выметены, листва убрана, газоны подстрижены, растут цветы. С трех сторон территорию ДОЛ окаймляет речка Черемуха, ее крытые берега, поросшие ивами, служат и украшением, и естественной преградой для непрошеных гостей. Впрочем, строится и дополнительный «рубеж обороны», рукотворный — новый прочный забор, его монтаж уже завершают.

Всего на содержание Центра отдыха «Содружество», куда, помимо лагеря им. Матросова, входят ДОЛ им. Гагарина и «Полянка», бюджет выделяет 7,5 миллиона рублей (1,5 млн — местный и 6 млн — областной), то есть каждому лагерю достается 2,5 миллиона. Немного. Однако с учетом собственных заработков — часть путевок так называемые «коммерческие» — денег на текущие нужды хватает.

«Объем средств из областного бюджета на организацию отдыха и оздоровление детей в 2018 году составит 154,267 млн рублей», — пояснила начальник управления по социальной и демографической политике правительства Ярославской области Марина Башмашникова.

Вылечим и выучим

Что любопытно, деньги дают далеко не всем ДОЛ, а лишь тем, кто в них особо остро нуждается. Так, «Искра» (Гаврилов-Ямский район) и одноименный детский санаторий, расположенный на той же территории, прямого бюджетного финансирования не получают. Однако здесь регулярно выигрывают различные гранты областного правительства.

«Наш основной профиль — легочные заболевания и офтальмология. У нас свой штат из десяти врачей, 20 медсестер, и самое современное оборудование. 40 процентов детей идут по социальным программам, остальные — на платной основе. Благодаря коммерческим клиентам мы и имеем возможность лечить», — отметила заместитель директора по медицинской части детского санатория «Искра» Ирина Шатохина.

Медицинское оборудование здесь действительно впечатляет. Есть даже собственная соляная пещера, используются лечебные грязи. Бесспорно, все это появилось не одномоментно, но все свободные средства руководство тут же пристраивает в дело. Помимо медтехники, на заработанное построено пять современных корпусов. Здания возведены на дополнительной территории, которую пришлось арендовать. Зато в активе — красивейший густой хвойный лес, рядом берег реки Которосль.

«Искра» функционирует круглый год, однако есть еще одна площадка — ДОЛ им. М. Горького (около пос. Дубки), он летний. Там все немного попроще, однако условия ничуть не хуже.

Мест нет

«Нет у нас сейчас мест, ни за какие деньги, все распродали. Около половины путевок за «Вымпелом», для детей сотрудников — бесплатно, остальное оптом выкупают другие заводы. Например, наше же, рыбинское, НПО «Сатурн». Что-то и «индивидуалам» перепадает, если, конечно, они вовремя побеспокоятся об отдыхе детей. Вовремя — это зимой, сразу после Нового года, потом уже будет поздно», — объясняет ситуацию Любовь Лебардина. Вместимость лагеря всего 260 человек.

Быть может, в других ДОЛ нет аншлага? «Все три смены, по 220 человек в каждой, укомплектованы. На четверть — по социальным программам, которые оплачиваются из бюджета. Но все остальное — за деньги, хотя, конечно, и довольно скромные, чуть больше 20 тысяч рублей. Тем не менее, по сравнению с началом 2000-х, когда мы с трудом набирали пару смен по 80 человек, контраст разительный. В ДОЛ им. Гагарина и ДОЛ «Полянка», которыми я как директор «Содружества» также заведую, аналогичная ситуация. К нам едут, и заявок каждый год все больше и больше, спрос превышает предложение», — отчитывается Юлия Файфер.

«Все путевки на лето кончились еще в апреле — и в «Искру», и в Дубки. Такая ситуация у нас каждый год, есть постоянные отдыхающие, их много. Репутация у лагеря хорошая, более того, всероссийская, вот и едут. Даже несмотря на то, что у нас тут нет интернета. Но это — специально, дети должны общаться», — объясняет директор детского санатория «Искра» Владимир Околухин.

Спокойствие, только спокойствие

После Ярославля отправились на север — в Псковскую и Новгородскую области, а также в Карелию.

Три детских лагеря, три директора, и можно еще раз повторить все, что описано выше: чистота, безопасность, сбалансированное питание. Каждое учреждение проверяется сразу несколькими инстанциями: пожарный надзор, СЭС, полиция, Роспотребнадзор, Счетная палата. В этом году особое внимание уделялось подготовке персонала — инструкторов и вожатых, которые должны иметь педагогическое образование.

Но рефреном звучит серьезное опасение за содержание отдыха.

Руководители здесь останавливаются, просят говорить без имен и не под запись и сетуют на то, что перестраховываются по любому поводу. Весь «экстрим» (даже поход в лес с палаткой) сворачивается, любые формы активности от греха подальше ограничиваются. Любая травма (о более тяжелых случаях стараются даже не упоминать) грозит не просто разбирательствами, но скандалом, который может поставить на репутации лагеря крест.

— Год от года отдых становится все стерильнее. Причем нельзя сказать, что это спускается сверху: просто у всех сегодня смартфоны, любая твоя ошибка — и завтра об этом пишут СМИ. А оно тебе надо? — рассказал «Культуре» один из руководителей, директор лагеря в Новгородской области. — Еще зимой прошла целая волна проверок, она осталась незамеченной, но результаты впечатляют: вы теперь по всей России не найдете детского лагеря, в котором нет своего генератора, когда такое было? Поймите, теперь у нас отдыхать подано, и поэтому будем сидеть у костра, правильно огороженного, и рассказывать истории: никаких долгих переходов, никаких ночевок в лесу. Мы — себе не враги, но обеспечить идеальную безопасность на самом деле нельзя. Поэтому каждый директор минимизирует риски настолько, насколько это возможно.

— Что будет дальше? — продолжает мой собеседник. — Или мы найдем какую-то форму компромисса, то есть честно скажем: «Да, риск есть, ничему без риска научить нельзя». Или через пару лет можно будет сразу сажать детей под стеклянный купол — чтобы не поранились. В общем, следите за новостями — если в этом году не случится ни одного громкого скандала, значит, формат отдыха будет таким: за территорию не выходить, руками ничего не трогать. Зато дети — в безопасности.

Упор на безопасность детского отдыха может привести к тому, что лагеря будут все более резко различаться по уровню. Дешевые, муниципальные, городские и областные, массовые, станут перестраховываться от любых возможных неожиданностей (хотя всего предусмотреть нельзя: пораниться можно и на оборудованной всем необходимым детской площадке), а спортивные — где есть и инструкторы, и соответствующее оборудование — резко вырастут в цене. Эта тенденция заметна уже сейчас: путевки в обычные лагеря стоят около 20 тысяч, в спортивные — 40. Разница для многих родителей, школ и муниципалитетов существенная. «Активный отдых» становится, таким образом, почти элитным.

Стоит надеяться, что государство, озаботившись безопасностью детей и сделав на этом поприще действительно много (найти детский лагерь, где нарушения были бы вопиющими, сегодня крайне трудно — не признать этого нельзя), уже в этом году начнет думать о том, что «стерильный», как называют его многие директора лагерей, отдых вряд ли обрадует кого-то, кроме проверяющих. Подвергать детей опасности, конечно, не нужно, но и запирать их в четырех стенах тоже не следует.


Фото на анонсе: Владимир Смирнов/ТАСС