С новым счастьем?

Екатерина САЖНЕВА

11.01.2018

За последние три года «индекс личных ожиданий» россиян вырос на 27 пунктов и поднялся с 37 до 64 процентов: таковы результаты предновогодних опросов. Страна ждет счастья. И связан этот оптимизм не только с тем, что многое действительно меняется к лучшему. Дело в «позитивном мышлении», новой для наших широт моде. Она, как и любое поветрие, требует внимательного разбора.

Эту статью, которая будет опубликована только после праздников, я пишу в новогоднюю ночь — за окном взрываются петарды, а радостные ведущие сразу по всем программам настаивают на том, что все вокруг должны веселиться. Социологи, конечно, правильно выбрали время для опроса: ожидания в последних числах декабря — дело святое.

Но мы знаем: праздник заканчивается, жизненный опыт говорит о том, что после чудесного двухнедельного ничегонеделания общество накрывает неотвратимая постновогодняя депрессия — от неоправданных ожиданий и несбывшихся надежд. Своеобразный эмоциональный откат. Почему так происходит? Как бороться с хандрой? И нужно ли вообще ей противостоять?

К сожалению, именно модный тренд, обязательное позитивное мышление — не думать о плохом, верить исключительно в хорошее и мыслить только хеппи-эндами, нередко и делает нас такими несчастными.

«Люди очень часто говорят, что начнут худеть с понедельника, а новую жизнь с чистого листа. Они даже искренне верят в то, что так и будет. Однако год заканчивается, наступает новый, а ничего не происходит. И настроение снова скатывается к нулю... Лист-то белый, только почерк — не изменился», — поясняет Марина Петраш, тренер Московского института гештальта и психодрамы.

Виртуальный рай земного ада

Специалисты склонны считать, что нарочитое, показное ожидание счастья — дань социальному окружению, которое требует соответствовать определенным моделям.

«Мы все очень сильно зависим от чужого мнения, некого общественного подсознательного, а оно в свою очередь состоит из каких-то давно сформированных штампов и табу, — ​считает Мария Дьячкова, семейный психотерапевт. — ​Очень многие люди в угоду другим зачастую задвигают свои реально существующие проблемы в подсознание. До поры до времени. Но рано или поздно силы сдерживания заканчиваются и все возвращается».

Так, например, психологи крайне не рекомендуют подолгу рассматривать чужие профили и фотографии в соцсетях. На самом деле ничего хорошего для психики снимки счастливых френдов на фоне песчаных пляжей и дорогих машин не несут. Далеко не факт, что все изображенное на чужих снимках — правда.

Вот, скажем, поучительная история 32-летней Евгении. «Мой молодой человек еще за два месяца до прошлого Нового года предложил мне поехать вместе на море. Это было как в сказке... Но уже в процессе подготовки стало понятно, что праздник мы видим по-разному, как, наверное, и нашу дальнейшую жизнь, — вздыхает Женя. — Увы, сдавать билеты оказалось поздно из-за огромных штрафов и неустоек — и вот мы оба, я, простуженная, с хлюпающим носом, он тоже с целым списком претензий ко мне, все-таки отправились вдвоем».

В тот же вечер девушка с молчаливого согласия бывшего кавалера, снявшего для их тура виллу на берегу, сбежала в соседний дешевый отель. Однако ужинать они все равно приходили в один и тот же ресторан, по привычке садились за общий столик, утыкались каждый в свой в планшет. Фактически чужие люди, которым вид друг друга тошен. Но публика требовала зрелищ, и в новогоднюю ночь Женя и ее бывший парень из последних эмоциональных сил попытались угодить окружающим, попросили официанта снять их медленный танец, а также сделали пару селфи. Это было похоже на осточертевшие съемки фильма «дубль семнадцать, сцена 15», — танцуем...

Счета были уже раздельные — но фотографии, выложенные в открытый доступ и тут же получившие сотни лайков, общие. «Сразу после возвращения мы навсегда разбежались. Все, что напоминает о том кошмарном путешествии, — это прошлогодние снимки, которые услужливо подсовывает мне «Фейсбук», — горько усмехается Женя. — Почему я притворялась? Ради кого или чего?»

Бывает, что все заканчивается трагедией. Так, в конце прошлого года страну потрясла история Дмитрия и Маргариты Грачевых из подмосковного Серпухова. Мужчина вывез свою бывшую жену за город и якобы за измену отрубил кисти рук. При этом на их страницах в соцсетях — сплошные благостные снимки и признания в любви. Зачем?

Причем чем хуже у наших героев жизнь, тем с большим усердием они стараются доказать другим обратное. Заставить себя быть счастливым. «В нашем обществе не очень приветствуют тех, кто любит жаловаться, — продолжает Мария Дьячкова. — Кажется, все готовы тебя поддержать, но стоит начать распространяться о своих бедах, как тут же в ответ тебе предложат не принимать ничего близко к сердцу. Выслушал человек, а толку? Причина кажущейся черствости довольно проста, только представьте себе, что это на вас кто-то «вываливает» свои проблемы: у самого трудностей выше крыши, а тут еще и чужие разгребать. Но вместо того, чтобы честно признаться: не надо мне ничего рассказывать, проще заткнуть жалующегося: живи позитивно! Думай правильно! То есть отстань от меня, пожалуйста! Я и сам не справляюсь, и поддержки мне ждать неоткуда».

Если кому-то покажется, что описанное выше — столичные проблемы, стоит вспомнить, что «Одноклассники» и «ВКонтакте», две самые популярные среди россиян социальные сети, доступны на всей территории страны, и демонстрация «счастливой жизни» там выглядит так же уродливо и удручающе.

Радость по расписанию

Раньше подобных трудностей было меньше. Депрессия и завышенные ожидания — новый для человечества сюжет.

«Сегодня действительно мало физической работы как таковой. Остается больше времени и сил на искусство, посещение театров, выставок, а также на выяснение взаимоотношений. Наступает даже некое горе от большого ума, которому люди старательно и настойчиво пытаются найти применение, порой самым нелепым и неподходящим образом», — разъясняет Марина Петраш.

Горожане, особенно занятые в сфере интеллектуальной деятельности, усиленно тратят свое время и деньги на то, чтобы их научили быть счастливыми. Кто-нибудь. Дистанционно, по скайпу, или лично. Десятки школ позитивного мышления, тренингов персонального роста и обустройства жизни. Всего за пару занятий, как обещают, счастье отыщется само собой.

«И поскольку поиск волшебной таблетки, чудесного решения всех проблем без того, чтобы действительно их преодолевать, — это широко распространенная тенденция, заработать на ее удовлетворении гораздо проще, чем предлагать людям реальное развитие, — считает психолог Олег Сатов. — Тот самый случай, когда спрос неизбежно рождает предложение».

Пять шагов к самосовершенствованию. Ежедневные упражнения для счастья. Фитнес для отличного настроения. Быть несчастным — это даже хуже, чем оказаться полным. Но если толстяки все же объединились в боди-позитивную тусовку и теперь заставляют мир принять их такими, какие они есть, то вряд ли люди, мучающиеся от собственного внутреннего несовершенства, способны (и хотят!) убедить окружающих в том, что их состояние естественно.

А тут еще тренеры обещают научить простым приемам, чтобы жизнь, как в детстве, вновь заиграла красками.

«Думайте только о хорошем, а все плохое отметайте, негатив, злобу, проблемы — и вы увидите, как жизнь начнет меняться сама собой», — приглашает на бесплатный семидневный тренинг 40-летняя коуч Татьяна. На фотографии, которую гуру присылает перед началом занятий, она со своими тремя детьми. «Счастливая жена и мать. А помощь окружающим — это из разряда моего хобби, девочки», — ласково уверяет она.

Среди слушателей действительно много представительниц прекрасного пола. Мы вообще как-то более внушаемы. Или просто сильнее хотим верить в чудеса. Хотя советы Татьяны можно найти в любой книжке по психологии. «Правильное мышление — это мышление позитивное. Если вы научитесь мыслить в правильном ключе, то жизнь ваша вскоре волшебным образом переменится. Вычеркните из лексикона фразы «я не могу», «я не умею», «у меня не получится». И просите у Вселенной все, что хочется, и если попросите правильно, она вам это обязательно даст». Если же не дает, выходит, просим не так?

Впрочем, любые сомнения в том, что ее метод может не сработать, Татьяной отметаются. Сомневающиеся изгоняются. Так с треском из нашего мастер-класса вылетела ученица, вступившая в дискуссию с гуру. Девушка посмела предположить, что когда болит голова, то нужно не просить Вселенную о помощи, а выпить таблетку, если ничего не изменилось — обратиться к врачу.

«Не все зависит от нашего восприятия. Нельзя извлекать опыт из болезни, нужно ее просто попытаться вылечить. Если у человека все объективно плохо, а ему — все равно хорошо, то это тоже ненормально. Внешний мир и наше его субъективное восприятие должны находиться в балансе. Если же у вас нет работы, здоровья, друзей, недостаточно только надеяться на милость Вселенной, нужно самим исправлять ситуацию», — это было последнее высказывание забаненной «диссидентки».

В конце бесплатного недельного курса Татьяна предложила продолжить занятия уже на коммерческой основе и купить ее учебник по самосовершенствованию. После чего вопросов к ней у меня больше не возникло.

«Коучинг на самом деле — это неплохо. Он снабжает определенным набором действий, своеобразным пошаговым алгоритмом. Что следует делать и как поступать, чтобы получить то-то и то-то. И если у человека нет каких-либо серьезных непереносимых проблем, то это вполне может сработать, — считает Мария Дьячкова. — Там, где психотерапевт нередко предлагает подумать, искать пути выхода, коучинг работает этаким будильником. Но, с другой стороны, все, что лежит не в сфере поведения, поступков, а в самой природе человеческой психики, ему неподвластно».

Железной рукой к светлому настоящему

Человек обязан быть счастливым. И точка. Вот мантра XXI века. Обязан? Но кому?

Иностранные эксперты тем не менее давно критикуют повсеместное увлечение «позитивным мышлением». Так, американский профессор-психолог Барбара Хелд даже называет это явление тиранией позитива.

А известный социолог Расмус Виллиг размышляет о «фашизме позитива», который заключается в том, что постепенно людям разрешается думать о жизни лишь в положительном ключе. И это ведет к саморазрушению. Ведь невозможно быть счастливым принудительно — как в концлагере. Человек имеет право и на страдания, да и вообще на любую смену настроения.

«Думать всегда и обо всем хорошо — значит обманывать себя. Если уж искать здесь какой-то абсолютный принцип, то следовало бы сказать, что все всегда нейтрально — никак, ни хорошо, ни плохо, — размышляет Сатов. — Не существует универсального добра и не существует универсального зла. И пока человек этого не понимает, он находится на ранней стадии развития сознания, с которой весь мир предстает перед ним в черно-белом свете. А попытка из чего-то, по своей сути нейтрального, вытянуть какую-то позитивность — это тот самый обман, который рано или поздно, но обязательно приведет к болезненному или даже разрушительному осознанию правды».

«К сожалению, новое поколение выросло с ощущением, что мир вокруг существует исключительно для того, чтобы удовлетворять их потребности. И нередко, даже вырастая, такие люди сохраняют некоторое мистическое мышление. «Я — все могу». Пока это высказывание однажды не разбивается вдребезги о реальность, — говорит Марина Петраш, — ребенок ведь тоже все «может» до известного предела. После которого он понимает, что он не волшебник. И подобные сильные разочарования, как детские инфекции, лучше пережить в юном возрасте. Потому что детская психика гибка и способна адаптироваться ко многому. Прийти к такому выводу уже во взрослом возрасте — настоящая трагедия. Отсюда множество депрессивных состояний при первых же жизненных трудностях, демонстративных попыток суицида. «А! Вот как я сейчас вас всех напугаю», — это же ведь тоже поведение ребенка».

«Если душа рвется на части от боли, то, сколько себя ни уговаривай, что все к лучшему, никакое лучшее не наступит, пока человек не встретится лицом к лицу со своей болью. Попытка противопоставить позитивность имеющимся болезненным переживаниям — это опасный и разрушительный самообман. Если боль есть, если чувства говорят: что-то идет не так, если на душе кошки скребут, если совесть не дает покоя, то ни в коем случае нельзя от этого прятаться. Потому что нет более надежного способа спустить свою жизнь в унитаз, чем потратить ее на убегание от самих себя», — уверен и Олег Сатов.

В жизни никогда не бывает все хорошо. Это минус. Но и совершенно плохо, по счастью, тоже бывает крайне редко. Это плюс.

«Я бы в данном контексте использовала все же термин не депрессия, а подавленное настроение, — ​уверена Мария Дьячкова — ​Депрессия не привязана к какому-то конкретному событию в календаре. После длительных праздников нередко случается некий эмоциональный откат. Мы так ждали Новый год, верили в чудо, что наша жизнь изменится к лучшему — ​и ничего! Происходит разочарование праздником».

«Любые значимые даты связаны с кризисом. Это не плохо и не хорошо, это просто рубеж. Чтобы появилось что-то новое, старое должно быть разрушено. И это возможно только при непосредственном участии самого человека. Сама по себе календарная дата ничего не изменит. И очень жаль, что иногда люди придают одной лишь календарной дате слишком большое значение, исключая из процесса самих себя. От этого и хандрят. А хотите избавиться от хандры — подключайте тело и начинайте что-то делать», — объясняет Марина Петраш. По ее мнению, русский народ — чрезвычайно деятельный и зимой просто так у печки не сидел. Коньки, лыжи, санки, а если снега нет — просто мастерить что-то долгими зимними вечерами: «Когда вы реально видите результат своего труда, вещи, сделанные собственными руками, то понимаете, что сможете что-то поменять и в своей собственной жизни тоже».

Удивительно, но это работает.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий