Пока газ не грянет

Александр АНДРЮХИН

16.11.2016

По стране прокатилась серия взрывов газового оборудования в жилых домах. В результате лишь одного ЧП в Рязани погибло семь человек — это заставило обратить внимание на проблему даже президента Путина. А через несколько дней после того, как он распорядился навести порядок в газовом хозяйстве, рвануло в Иваново: еще шесть жертв. В причинах аварий разбирался спецкор «Культуры».


Сами виноваты

Пострадавших в газовой войне становится все больше. В 2015 году — 15 взрывов, 17 погибших. В этом, еще не закончившемся, — 13 ЧП унесли 35 жизней. А число аварий, в которых люди получили ранения, вообще счету не поддается.

Сейчас сотрудники МЧС проводят тотальную инспекцию по всей стране. Глава ведомства Владимир Пучков обязал руководителей региональных управлений до 30 ноября обеспечить полную проверку всех газовых организаций. Улучшит ли это ситуацию? Ведь подобные акции устраивают после каждого крупного ЧП, но ничего не меняется. 

— Причина участившихся аварий в том, что газовое оборудование обветшало, плановое обслуживание прекратилось, по сути, еще в 1991-м, система профилактики так и не восстановлена, — объяснил «Культуре» сопредседатель Общемосковского движения «Жилищная солидарность» Вячеслав Гуменюк. — В СССР газовщики не только подавали топливо, но и следили за состоянием труб и приборов в домах. Однако после начала приватизации внутридомовые системы были сняты с их баланса, в 1994-м газовое оборудование исключили из перечня опасных объектов, а в 2003-м ответственность за состояние внутридомового газового оборудования возложили на собственников жилья, то есть на самих граждан.

Но у рядового гражданина нет ни знаний, ни возможностей для обслуживания столь сложного и опасного хозяйства. 

— Этот вопрос пытались отрегулировать в 2005 году, когда вступил в силу Жилищный кодекс, — отметил депутат Госдумы РФ Александр Старовойтов. — Он позволял привлекать к инспектированию наряду со специализированными структурами частных предпринимателей, обладающих необходимой квалификацией. В 2009-м Минрегион издал приказ, обязывающий управляющие компании обеспечивать проверку газового оборудования в квартирах не реже одного раза в три года.

Они должны заключать договоры с газовщиками, которым и предписано контролировать безопасность в квартирах. Вроде все правильно. Но на практике порой получается так.

— Договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования заключаются с фирмами-однодневками, зачастую либо вовсе не имеющими аттестации, либо получившими ее формально, — поделился председатель палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ Виктор Конопацкий. — Как правило, за такими фирмами стоят приближенные к дирекции люди. Проверки проводятся иногда лишь на бумаге, а если сотрудники подобной «домашней» организации и выезжают на место, то пользы от них никакой.  

— Приходили ко мне два специалиста, чтобы проинспектировать работу газового счетчика, — вспоминает член комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев. — У них не оказалось ключа. Дал. Потом не нашлось прокладок. Дал прокладки. Битый час они пытались отвернуть гайку, но так и не смогли. Ушли, ничего не сделав.

Такой рассказ вызвал изумление. Дело в том, что тема мне хорошо знакома. В молодости, в начале 80-х, довелось поработать слесарем на газовом предприятии. В обязанности помимо прочего входила проверка оборудования в квартирах. Состояние труб, котлов и газовых плит тестировалось на старте каждого отопительного сезона. Одна из главных заповедей — работать только своим инструментом из медно-бериллиевого сплава, потому что любой другой может произвести искру: это смертельно опасно. Использование чужого, а тем более заимствование у хозяев каралось лишением премии. Наличие в наших сумках инструмента проверялось каждое утро перед летучкой. Ежедневно нам, как «Отче наш», вдалбливали правила поведения при малейшем запахе газа и требовали учить этому жильцов. Их мы инструктировали всякий раз, когда приходили, а потом брали с них подписи: с техникой безопасности ознакомлен.

— Чтобы изменить ситуацию, необходимо ввести уголовную ответственность в отношении руководителей фирм, если на их участке произойдет взрыв, — считает Виктор Конопацкий.

Сейчас коммунальщиков не наказывают: всегда можно повернуть дело так, что виноватыми оказываются сами жертвы — не соблюдали технику безопасности.

Никого не будет в доме

Впрочем, проблема не только в нерадивости нынешних слесарей. Как выяснилось, ответственность за состояние оборудования весьма размыта. 

— Трубы, находящиеся на улице, обслуживаются поставщиками газа, — говорит директор Института собственников жилья Валентина Ростовщикова. — Те, что в подъезде, — управляющей компанией. А трубы в квартире — за счет собственника.

Приказ №239 Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 года гласит: «Техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов сети газопотребления должно производиться не реже одного раза в три года». 

Что-то не припомню за это время появления газовщиков в своей квартире. Звоню в «Мосгаз»: когда ожидать проверку?

— Если почувствуете запах газа, звоните 104, — тут же посоветовал мастер Кирилл Барашкин. — Хотите вызвать специалиста для профилактического осмотра? 480 рублей, плюс 440 за обследование.

Выходит, услуга платная? Не совсем. Один раз в году, в день, который газовщики назначают сами, поверка оборудования для жильцов многоквартирных домов производится бесплатно. Но такие акции всегда выпадают на рабочее время. Тестируются трубы, газовые плиты и колонки отечественного производства. Импортные — за деньги. Как и заказ проверки в удобный день. Чтобы заработать побольше, некоторые управляющие компании не объявляют жильцам о предстоящем визите специалиста, не вывешивают объявлений в подъездах. Но поскольку вообще не предупреждать нельзя, то информацию размещают на сайте. А кто туда заглядывает?

Показательный пример — дом №6 по 2-й Кабельной улице в Москве. Там в марте этого года на 8-м этаже рванул газ. Один человек погиб, 14 госпитализированы с ожогами и отравлением, в том числе двое детей. Как живут люди после такой аварии? В 53-й квартире, той, где произошел взрыв, никого не застал. В соседних — настороженные арендаторы, про взрыв ничего не знают. Спускаюсь этажом ниже, звоню в дверь прямо под пострадавшей квартирой — повезло, хозяйка дома. 

— Разнесло все четыре квартиры в том крыле, — рассказала Анастасия. — Я ходила смотреть — все в копоти, ни одной целой перегородки. Хозяина 53-й взрывной волной выбросило в окно. Он погиб. Его соседи попали в больницу. Взорвалось от газового баллона. Хозяин сам производил какие-то работы и что-то там нарушил. После взрыва очень многие из нашего дома съехали, а свои квартиры сдали.

Но вот что поразило. Никто из 7 жильцов, с кем мне удалось пообщаться, не смог припомнить, когда у них проводилась профилактика. Обслуживанием занимается тот же «Мосгаз». Плановая бесплатная проверка была в октябре. Почему же мои собеседники об этом не знали?

— Многих не оказалось дома, — вздохнула диспетчер. — У наших мастеров рабочий день с 9 до 18. Управляющую компанию ГБУ «Жилищник района Лефортово» предупредили о проверке, она должна была оповестить жильцов. Если кто-то не открыл — к нам какие претензии? Теперь пусть приглашают мастеров за свой счет.

Звоню в управляющую компанию. Тщетно: телефоны молчат. Написал на электронный адрес от лица жильца этого дома. Спросил, когда будет следующая проверка и где можно ознакомиться с графиком их проведения. Жду ответа. 

Теоретически следить за тем, чтобы мастера могли попасть в квартиры, должен департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС. Он же контролирует и управляющие компании.

— Сейчас мы выясняем, все ли ЖКО заключили соглашения на обслуживание газового оборудования, — сообщил мне директор департамента Сергей Кададов. — Уже проверено более 80 процентов, выявлено свыше 3 тысяч нарушений.

Но, по мнению Виктора Конопацкого, никакое своевременное оповещение не поможет газовщикам попасть в квартиры — лишь уголовное наказание в отношении собственников жилья. 

— Сегодня хозяева принципиально не пускают их даже с представителями прокуратуры, — утверждает он.

Ранее Минстрой предлагал на собственников, игнорирующих газовые проверки, накладывать штрафы от 2000 до 30 000 рублей. Проект до сих пор не принят в Госдуме. Ведомство готовит новый законопроект, который предоставит инспекторам больше полномочий по осмотру жилых помещений — во избежание несчастных случаев. Также документ предусматривает и установку в них газоанализаторов, сигнализирующих об опасной концентрации газа.

Пришел, увидел, поломал

Но, оказывается, далеко не все граждане не пускают газовиков из вредности. Многие считают, что те сделают только хуже: все напутают и испортят. И, увы, подозрения далеко не беспочвенны. Заглядываю на один из форумов владельцев частных построек на сайте ВашДом.Ру.

«В свете последних решений правительства, — пишет пользователь Sugamak, — в добровольно-принудительном порядке заставили меня заключить договор с организацией «Межрайгаз» под угрозой отключения газа. Заключил в надежде, что не придут. Пришли. Сломали все, что можно (котел, колонку, плиту), ушли. Звонки, переписка длились долго, в конце концов сам все перебрал заново, все починил. Теперь вопрос: как можно откреститься от этого обязательного обслуживания? А то платишь большие деньги, чтобы потом самому все переделывать».

«Тоже сталкивался с подобной ситуацией, — вторит ему Александр из Ярославской области. — Принуждали заключить договор на обслуживание. Там указано: если колонка и котел импортные — они ремонтировать не будут. Что остается? Плита? Но если она сломается, я ее выброшу, куплю новую и сам поставлю. Тогда за что я должен платить?»

«Жалко ни за что отдавать деньги, — поддержал дискуссию Николай из Москвы. — Тем более, что берут неслабо. Я все свое оборудование покупал в одном магазине, они и осуществляли сервисное обслуживание. Это стоило в 4 раза дешевле, чем работа «Мосгаза».

В недоверии со стороны жильцов кроется, кстати, одна из причин проблемы. Какие-то фирмы берут слишком дорого, в других — сплошь неучи. Управляющие компании предпочитают заключать договора со вторыми — их услуги обходятся дешевле. Население тоже экономит. Места утечек в трубах определяют с помощью мыльного раствора — где «дует», образовывается пузырь. Заделывают такие щели детским пластилином. Понятно теперь, почему в последние годы растет количество «газовых» взрывов...

По мнению первого зампредседателя комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерия Гартунга, ни новые постановления, ужесточающие требования к жильцам или управляющим компаниям, ни тотальные проверки МЧС ситуации не изменят. Все, что нужно, это возродить старую систему. 

— В первую очередь газовое оборудование необходимо снова вернуть в категорию опасных объектов, — убежден депутат. — Кроме того, техническое обслуживание в квартирах должны взять на себя газоснабжающие организации, причем без увеличения тарифов. Они от этого не обеднеют, продажа газа — дело прибыльное. Также без увеличения тарифов надо возвратить в квитанции графу «обслуживание газового оборудования», которая исчезла в 2006 году, а тариф при этом остался прежним. Это говорит о том, что мы за услугу до сих пор платим, но не получаем ее.


Газ-убийца. Хроника 2016 года

11 января в Воронеже при взрыве газового баллона в жилом доме ранены три человека. Позже одна из пострадавших умерла в больнице от ожогов.

16 февраля в Ярославле в панельной пятиэтажке от взрыва газа обрушилось пять этажей подъезда. Погибли семь человек, в том числе двое детей.

23 февраля в Черняховске Калининградской области при взрыве газового баллона в квартире трехэтажного дома погиб мужчина.

10 марта в Москве от взрыва газового баллона в квартире погиб мужчина.

4 мая в Балаково Саратовской области в жилом девятиэтажном доме от взрыва газа погибла женщина. 

30 мая в Уфе волной от взорвавшегося газа выбросило мужчину из окна девятого этажа. Он погиб. 

6 июня в Оренбурге в 9-этажном доме взорвался бытовой газ. Погиб мужчина. 

17 июля в станице Выселки Краснодарского края в пятиэтажке произошел взрыв газа. Из пяти пострадавших один скончался в больнице.

5 сентября в Старом Осколе Белгородской области в двухэтажном частном доме от взрыва газа погибла семья из четырех человек. Среди них двое детей.

4 октября в поселке Ильинское-Хованское Ивановской области от взрыва газового баллона в двухэтажном доме погибли две женщины и две попали в больницу с ожогами. Через два дня одна из госпитализированных умерла. 

7 октября в Балашихе в одной из квартир 17-этажного дома от взрыва бытового газа погиб мужчина.

23 октября в Рязани от взрыва бытового газа в десятиэтажном доме погибло семь человек, в том числе ребенок.

6 ноября в Иваново от взрыва газа в жилом доме погибло шесть человек.


Чтобы не взорваться

Следует знать, что газ взрывается при концентрации от 5 до 15 процентов. Когда запах газа сильно шибает в нос, это менее опасно, чем когда он едва уловим. В зоне риска — курящие и престарелые люди. У тех и у других притуплено обоняние, они могут не почувствовать запах газа с концентрацией в 5–6 процентов.

Если в вашем доме живет одинокий старик, днями напролет чадящий «Беломором», или древняя бабушка, знайте: это источник опасности. Не поскупитесь, скиньтесь подъездом и купите им анализаторы, которые будут сигнализировать об угрожающей концентрации газа в квартире. Прибор стоит максимум 1500 рублей. 

На втором месте по опасности — квартиры с устаревшими газовыми колонками и ржавыми трубами. В отличие от воды, голубое топливо не наносит урона трубам, поэтому в помещении они могут служить долго. Но если проходят через ванную или подвал, где постоянная сырость, за ними нужно следить и при любом намеке на ржавчину обильно замазывать антикоррозийной краской.

На третьем месте — взрывы от газосварочных работ в квартирах. То, что мастера позволяют себе на свежем воздухе, например — стравливание газа, категорически запрещается в закрытых помещениях. Производить подобные работы можно лишь при открытых окнах.

Если ваш нос уловит в квартире слабый запах газа, первым делом откройте все окна, а затем звоните в газовую службу. При этом не только чиркать спичкой, но и выключатель трогать нельзя, потому что крохотная искра может привести к взрыву.