Вы действительно хотите остановить войну?

Александр АНДРЮХИН

19.10.2016

Скандальная выставка закрылась в среду, 19 октября. В последние дни работы экспозиции в Сахаровском центре побывал наш корреспондент.

Наделавшая столько шума подборка изображений украинских вояк выставлялась в Центре документальной фотографии Fotodoс. Интерьер здания выполнен в арт-стилистике 90-х: стены грубой кирпичной кладки, местами заляпанные цементом, копоть, какие-то батареи из допотопной котельной. Когда-то подобный антураж, символизирующий разруху и лагеря, был в моде среди культурной публики. 

На стенах фотокарточки. Вот какой-то похотливый старикан домогается смуглой красотки. Рядом двое парней, словно осьминоги, обвили совсем юную девушку — ей бы в школу ходить. Это снимки из южноамериканских борделей. Другая стена — новая тема. Посреди улицы валяется труп, поблизости замерли голодные собаки. Еще фото: врачи загружают тело в неотложку, толпа местных белозубо улыбается в камеру. Тоже откуда-то из стран «третьего мира».

Соседняя стена пуста. Лишь тоскливо болтаются шнуры, на которых недавно были фотографии, вызвавшие протесты москвичей. На прикрепленном к тумбе листе ватмана — пояснительная записка. Не без пафоса: «Здесь висели работы, посвященные войне на Украине. Война — в первую очередь горе, страдание, смерть. Фотография дает возможность увидеть это. Но в нашем обществе есть люди, настолько отравленные ненавистью, что публичный разговор о трагедии этой войны становится невозможным. Работы Александра Васюковича и Сергея Лойко были повреждены. Мы не станем их восстанавливать, так как не можем гарантировать не только сохранность работ, но и безопасность посетителей. Вы можете увидеть работы на сайте конкурса «Прямой взгляд». 

Васюкович — белорус, Лойко — рожденный в Финляндии россиянин, сотрудничающий с западными СМИ.

Тут же, на лавочке, покоятся клочки аннотаций к отсутствующим снимкам. Одну, разорванную на три части, кто-то вновь аккуратно сложил. Написано много, нет смысла приводить целиком. Суть в том, что здесь висели фотки, сделанные во время «осады Донецкого аэропорта» в сентябре и октябре 2014 года. «Донецкий аэропорт был захвачен пророссийскими сепаратистами в апреле 2014-го. В мае того же года украинские десантники отбили оба терминала аэропорта и защищали их 242 дня под постоянным артиллерийским и минометным огнем. Противостояние в этом районе продолжается по сей день». Да, крепкая бойня была, спецкор «Культуры» Максим Гладкий там побывал: стояли насмерть и те, и другие (см. репортаж «Аэропорт», №2 за 2015 г.).  

Рядом еще одна разорванная аннотация — рассказ самого Александра Васюковича: «...Я отобрал фотографии, приехал в Киев и встретился с выжившими. Вместе с ними мы отсматривали кадры и отмечали погибших. Этот проект в жесткой форме показывает, что война и люди, которые ответственны за нее, просто вычеркивают этих ребят из жизни, ставя на них такие же, как на фотографиях, кресты».

Все вроде нормально, кто поспорит, война — это ад. Только из материалов недвусмысленно следует (даже из приведенных фрагментов видно), что главное зло — «сепаратисты» и поддерживающая их Россия. О погибших ополченцах Донбасса и русских добровольцах ни слова, не говоря уже о мирных жителях — стариках, женщинах, детях, нашедших смерть под украинскими бомбами. Вся скорбь — исключительно одной стороне. Хотел обсудить этот перекос с кем-нибудь из посетителей, но кроме меня в зале никого не оказалось. При том, что вход бесплатный. Не интересна, выходит, никому экспозиция. Да и я, если бы не задание начальства, добровольно сюда не пошел бы. Ничего нового. Все предсказуемо. 

«Сахаровские» сработали тонко, суд не подкопается. Но разгром все равно не миновал.

— Все происходило на моих глазах,  — рассказала смотрительница Любовь Георгиевна, не захотевшая назвать фамилию. — В тот день, 28 сентября, оба фотографа давали пресс-конференцию. Народу было немного. Вдруг в помещение вошел человек в сопровождении оператора канала «Рен-ТВ» и начал прыскать в фотографии краской из баллончика. Все оторопели. Когда опомнились, большинство фото оказались испорчены. Александр Васюкович миролюбиво предложил этому человеку сесть и поговорить. А тот ответил: «Мне не о чем с тобой разговаривать. Все, кто на фотографиях, причастны к убийству женщин и детей. Они фашисты. И ты, который снимал их, тоже фашист. Застенчивый фашист. Улыбчивый гаденыш. Ненавижу вас!» И ушел. Потом мы узнали, что это преподаватель «Суриковки», художник-монументалист Антон Беликов. А испорченные фотографии решили снять...

Однако этим дело не закончилось. На следующий день, по словам женщины, явились молодые люди. 

— Они подошли к пустой стене, где накануне находилась экспозиция, и принялись рвать оставшиеся висеть аннотации и подписи, — продолжила она. — Затем приходили казаки. Потом еще какие-то парни принесли трехлитровую банку с красной жидкостью, на которой было написано: «Кровь детей Донбасса».

Посмотреть испорченные снимки не удалось. 

— Нет, мы их никому не показываем, — категорически заявила одна из организаторов выставки Мария Кулланда. — Если вам интересно, зайдите на сайт «Прямой взгляд». 

То, что работы залили краской, Мария и ее руководство не одобряют.

— А что еще можно было ожидать, — в тоне моей собеседницы просквозили презрительные нотки. 

Мне бы спросить у нее и у фотографов: вы действительно хотите остановить войну? Но можно ли это сделать, когда снимаешь бравых украинских бойцов, размазываешь сопли по поводу их гибели, однако в упор не замечаешь тех, кого они убили на Донбассе, в том числе детей и женщин? Не спросил. Ну их. Игнорирующий выставку народ — вот самый объективный арбитр.