Долгое лето или долгие лета

Александр АНДРЮХИН

13.07.2016

Ураганы, наводнения, грозы, землетрясения — люди от разгула стихий  страдают намного чаще, чем мы думаем, а беда гораздо ближе, чем можно представить. Это лето не стало исключением — снова десятки утонувших в бурных потоках, погибших от ударов молний и в лесных пожарах. Как не стать жертвой природных катаклизмов, разбирался наш корреспондент.

Самый обсуждаемый случай — трагедия в Ростове-на-Дону. В последний день июня во время ливня здесь погибла 14-летняя девочка. Нахлынувшая вода сбила ее с ног и затащила под автомобиль, где она захлебнулась, не сумев выбраться. Прохожие помочь не успели или не решились. 

3 июля молния убила троих человек в Подмосковье. Сначала близ деревни Хомутово ударила в дерево, под которым укрывались от дождя пятеро рабочих. Один скончался на месте, остальных доставили в больницу. А через несколько часов на берегу Москвы-реки в районе Строгинской поймы небесный заряд насмерть поразил мужчину и женщину, катавшихся на велосипедах.

Подобных происшествий немало. Многие считают, что если человек погиб от стихии — значит, судьба. Это не так, просто надо серьезнее относиться к опасности и знать правила, которые помогут выжить. 

МЧС Московской области разместило на своем сайте советы, как вести себя в случае природных аномалий, и даже указало «телефон доверия» — 8(498)505-41-70.

— Только звонков очень мало, — сетует работающий в службе специалист. — Люди несерьезно относятся к штормовым предупреждениям, уверены, что в нашей средней полосе все спокойно. В результате гибнут...

Разумеется, есть территории, где торнадо и смерчи гостят гораздо чаще. Но в том и дело, что там обучение населения происходит едва ли не принудительно, да и сами жители воспринимают штормовую угрозу как реальную. В России же в ходу вечное «авось».

Но что должна была знать 14-летняя девочка, унесенная потоком? 

— Ей вообще не следовало выходить из дома, — говорит начальник водно-спасательной службы подмосковного Пушкино Алексей Заболоцких.

Действительно, могла остаться в живых, если бы переждала ненастье у подруги — ведь в городе в тот день объявили штормовое предупреждение. Однако обеспокоенные родители, услышав его, велели дочери немедленно возвращаться. Многие винят местное МЧС, мол, не донесли до населения, правила поведения при шторме. Заступлюсь: ростовские спасатели как раз и рекомендовали не покидать квартир.

— А если уж человек оказался в непогоду на улице и поток потащил под машину, — продолжает Заболоцких, — нужно цепляться за все, что попадется, — фонарный столб, скамейку, чугунную урну. Первая задача — закрепиться на месте и не дать себя тащить дальше. Вторая — высоко задрать подбородок, чтобы не захлебнуться. Затем ждать помощи...

Вопрос лишь в том, хватит ли сил. Вообще есть целая наука, как вести себя, если попал в мощное течение или сорвался со скалы в горную речку. Надо не расходовать энергию, не стараться немедленно выплыть. Наоборот, следует поддаться потоку, ждать, пока он замедлится, и копить силы для рывка. Главное, не упустить момент. Кстати, из горной речки выбраться проще: она хоть и бурная, но извилистая — больше шансов, что вынесет на берег.

Трагедии, подобные ростовской, происходят нечасто. Гораздо больше летальных исходов в штормовую погоду от упавших щитов, металлических листов или стекол, сорванных ветром с лоджий, от разрядов электротока. Поэтому, если шквал застал на улице, категорически не рекомендуется прятаться под деревьями, рекламными конструкциями, в ветхих строениях, стоять под линией электропередач.

Увернуться от молнии

По каким критериям молния выбирает себе жертву, ответа нет. Чтобы гарантированно спастись, следует сидеть дома. Да и то, не всякая постройка безопасна. В сельской местности должен быть громоотвод, электроприборы выключены, окна-двери закрыты наглухо. Гроза застала в городе — поспешите в ближайший супермаркет или укройтесь в подъезде. Каждый школьник знает: если гром гремит сразу после вспышки молнии, это означает, что ты находишься в эпицентре грозового разряда. Если же ухнуло, скажем, через три секунды после огненной стрелы, умножай на скорость звука (330 м в секунду), и получится, что гроза в километре, стало быть, пока ничего страшного. И еще: в городе факторов риска меньше, чем в деревне. Тревожнее всего на водных просторах и в степи. Известно, например, что монголо-татары при первом блеске молнии спрыгивали с лошадей и прятались под ними. 

— Они поступали грамотно, — оценивает подмосковный спасатель Вячеслав Юрьев. — Гроза ведь бьет в самую высокую точку. Одинокий человек в поле — и есть таковая. Но еще хуже оказаться на отдельно стоящем холме. Нужно как можно быстрее спуститься и спрятаться в любом углублении — овраге, канаве, ложбине. Если гроза застала в поле, не стоит бежать до ближайшей лесопосадки. Правильнее сесть на корточки и пригнуть голову. Или даже лечь.

Перед ураганом 3 июля управление МЧС Московской области разместило на своем сайте предостережение: держитесь как можно дальше от воды. Поражение от молнии распространяется вокруг водоема в радиусе ста метров. Нередко небесный заряд целит в берега. Так что нельзя ни купаться, ни рыбачить.

Однако все трое погибших в тот день находились у воды. А те, кто прятался под стоящим на берегу деревом, подвергались двойному риску, ибо молнии, повторимся, бьют по вершинам. И еще любопытное наблюдение: разряд чаще попадает в дубы, тополя, ели и сосны, а в березы и клены — реже. Также замечено, что на глинистой почве выше вероятность стать жертвой грозы, нежели на черноземе, песке и камнях. Что касается автомобилистов, то им спасатели советуют не высовываться из машины и не прикасаться к дверным ручкам. Металлический корпус возьмет удар молнии на себя, а водитель останется невредим. Вообще же лучше остановиться, заглушить двигатель и выключить радио, чтобы ничто не притягивало разряд.

Есть мнение, что и мобильные телефоны, плееры и прочие гаджеты тоже привлекают молнию.

— На испытательном полигоне Всероссийского электротехнического института провели эксперимент, — рассказывает спасатель Ананьев. — Во время искусственной грозы в карман манекена клали сотовый телефон, подключали к нему плеер. Выяснилось, что это никак не влияет на вероятность поражения.

Грозы часто сопровождаются шквалистыми ветрами и даже ураганами. Такую погоду, точнее непогоду, тоже лучше переждать в четырех стенах. 

— Необходимо затворить все окна и двери, перекрыть вентиляционные отверстия, — продолжает спасатель. — Чем герметичнее помещение, тем безопаснее. Предпочтительнее находиться в комнатах, не имеющих прямого сообщения с улицей. Идеальный вариант — подвал, подземный гараж, ванная, туалет, кладовки, встроенные большие шкафы. Если дом ветхий, следует прижаться к капитальной стене и переждать ураган стоя.

А перед этим — отключить газ и обесточить помещение. Бушующая стихия может повредить газовую трубу и закоротить электропроводку. Если же это произойдет одновременно — неминуем мощный взрыв.

На улице при урагане ни в коем случае не ищите укрытия под деревьями, рекламными стендами, мостами, эстакадами, мачтами. Не менее опасны и остановки с навесами.

— Когда я учился в школе, — вспоминает Заболоцких, — наша учительница во время урагана спряталась под козырьком металлической остановки. Конструкцию перевернуло порывом ветра, и женщине раздробило ногу. 

К тому же нередко остановочные «клетки» расположены посреди равнины и, как мы теперь знаем, притягивают грозовые разряды. Необходимо как можно скорее добежать до капитального здания. 

В период аномальной жары города часто накрывает смог от горящих торфяников или лесных пожаров. Наиболее тяжелым было московское лето 2010-го. Из аптек исчезли медицинские маски, бинты, марли — все ушло на изготовление защитных повязок.

— Только мало кто знал, что эти средства бесполезны при задымлении, — объясняет Юрьев. — Нами были исследованы четыре варианта защиты дыхательных путей: повязка из четырех слоев марли, а также маски — медицинская, строительная и спасательная. Повязка испытания не прошла: дым она совершенно не задерживала. Ни влажная, ни сухая. Медицинская маска перекрывала всего 10 процентов, но через нее очень тяжело дышать. У строительной результат лучше: фильтрует до половины задымленного воздуха. А самой эффективной оказалась спасательная: задерживала до 90 процентов вредных веществ. Эффект усилится, если ее смочить водой.

Очутившемуся неподалеку от горящего торфяника без защитной маски спецы советуют пригнуться как можно ниже — у земли дыма меньше. Увидите поблизости водоем — считайте, повезло: войдите в него, накройтесь мокрой одеждой и следуйте по течению, если оно, конечно, не устремлено к горящему болоту. В русле рек воздух чище.

Не нужно прорываться сквозь огонь с задержанным дыханием — хоть в лесу, хоть в квартире. При беге кислорода в легких может не хватить, и вдох произойдет самопроизвольно. В этом случае высок риск хватануть смертельную дозу угарного газа и свалиться без чувств.

На гребне волны

Опасность летом подстерегает и на теплых курортах. Считается, что главная — встреча с акулой. На самом деле случаи их нападения на людей так же редки, как поражение молнией. Однако есть у спасателей рекомендации и на сей счет. При виде треугольного плавника не следует панически молотить руками по воде и во все лопатки улепетывать к берегу. Это может привлечь внимание акулы, и она двинется следом больше из любопытства. Удрать от нее нереально, так что спокойно плывите, как плыли до этого.

— Надо только помнить, что акулы дуреют от запаха крови, — замечает Юрьев. — Если на теле нет царапин, можно безбоязненно плавать с ней бок о бок, но не дай бог задеть хищницу рукой или ногой. У нее шкура, как наждачная бумага, она может поцарапать кожу — вот это уже чревато неприятностями. И женщинам в критические дни ни в коем случае нельзя купаться в зоне обитания акул.

Самое опасное в пляжном отдыхе — сильное волнение и алкоголь. Есть такое развлечение: в шторм забираться в море у скал или бетонных конструкций набережных, чтобы, оседлав волну, лихо зацепиться за утес или даже выскочить на каменную площадку. Любителем подобных забав был, кстати, и писатель Фазиль Искандер, который в красках разъяснял, как правильно подныривать под волну, чтобы та не шарахнула головой о камни. Спасатели, узнавая об этих историях, разводят руками: тут мы бессильны. Но, что удивительно, среди фанатов штормовых заплывов практически нет случаев с летальным исходом. Да и вообще на море тонет значительно меньше народу, чем в подмосковных водоемах, где лишь в текущем сезоне погибли уже 50 человек.

Так, 4 июля на Клязьминском водохранилище на собственной свадьбе пошла ко дну 32-летняя невеста из Долгопрудного. Она отплыла на порядочное расстояние, и выпивавшая на берегу компания не сразу ее хватилась.

— Причина трагедии — состояние опьянения и то, что она далеко заплыла, — говорит Заболоцких. — К тому же купаться в том месте запрещено, следовательно, спасателей поблизости не было. Мы дежурим только на лицензионных пляжах. В Подмосковье вообще 95 процентов взрослого населения тонет по пьянке. Среди погибших немало и подвыпивших подростков. Несчастья случаются в основном на диких пляжах. «Черным купальщикам» мы предъявить ничего не можем, штрафов ведь не предусмотрено.

В целом о том, как вести себя на воде и во время стихийных бедствий, можно узнать в интернете. Информации хватает. Другое дело, что большинство этим не интересуется.

— Те родители, что беспокоятся о ребенке, давно уже заставили его выучить правила поведения в экстремальной ситуации, — убежден Заболоцких. — А кому все равно — их и инструктировать бесполезно.

Как сообщили «Культуре» в МЧС РФ, ежегодно в стране тонет 15 000 человек, гибнет в пожарах — 20 000. Однако с 2015-го наметилась положительная тенденция: на 8 процентов меньше людей сгинуло в огне, на 17 процентов снизилось количество несчастных случаев на воде, при этом число утонувших сократилось на 14 процентов.

По ударам молнии статистики в России не ведется. По данным же Национальной погодной службы США, вероятность того, что вас поразит небесный разряд, невелика: 1 к 600 000. Каждый год, утверждают эксперты, в России молнии убивают 550 людей, в Штатах — около 600. В 2016-м больше всего жертв насчитывается в Бангладеше. Если за весь 2015-й от молний там погиб 51 человек, в этом — уже 90. Причем 35 — за один день, они работали на рисовом поле.


Крепитесь, люди, скоро осень

Юрий БУЗИАШВИЛИ, замдиректора Института кардиохирургии НЦССХ им. А. Н. Бакулева, академик РАМН: 

— Людям с проблемами сосудистой системы и сердца, склонным к гипертонии, гипотонии, с лабильностью нервной системы надо быть особенно внимательными и аккуратными в погодный период, подобный нынешнему, когда атмосферное давление скачет иногда по нескольку раз на дню, жару резко сменяет прохлада, а сушь — ливни. 

Универсальных советов немного: поменьше нервничать, не наваливать на себя обязательств. Высыпаться в положенные 8 часов. Кто курит — воздержитесь хотя бы на сутки. Глядишь, понравится. Алкоголь расширяет сосуды, создавая временный эффект облегчения. Но он же и учащает сердечные сокращения, повышая большим объемом крови артериальное давление. После чего сосуды отыгрывают назад, а печень вынуждена усиленно трудиться, чтобы вывести яды. Так что «лечиться» алкоголем, тем более постоянно, никому не советую. Предложу умеренные физические нагрузки: прогулки пешком (но не бегом), самокат в спокойном режиме, плавание, велоэргометр. Однако только до тех пор, пока это доставляет удовольствие. Никаких рекордов, «преодоления себя». 

Жидкости здоровому человеку в сутки нужно полтора-два литра. Причем не сока и газировки, а чистой воды и лучше не на ночь. Именно такое количество ежесуточно промоет почки и печень — наши главные «биофильтры». Но пить ледяную воду в разгар жары, равно как и сидеть под кондиционером, — верный путь к ангине и даже воспалению легких. По врачебному опыту скажу: простудных заболеваний летом бывает больше, нежели зимой. А это, кроме прочего, серьезная дополнительная нагрузка на сердце. 

Всем ответственным работодателям рекомендую завести комнату с диванчиком, где сотрудник «по самочувствию» может хотя бы на полчаса прилечь и «отключиться». Даже такой короткий полусон в горизонтальном положении способен вернуть человеку бодрость. 

Особые погодные условия? Нет, мы, медики, сейчас их последствий не чувствуем. А вот в сочетании с довольно нервозной, неопределенной обстановкой в стране, и особенно в мире, скачки погоды действительно отражаются на здоровье наших пациентов.


Хляби небесные, проблемы земные

Марина МАКАРОВА, главный специалист Гидрометцентра России:

— Резкие колебания погоды свойственны в большей степени переходным периодам — осени и весне, отчасти зиме. Лето — сезон стабильный. Объяснение простое: Северный полюс поворачивается к Солнцу, подвижность атмосферы падает, ослабевает западно-восточный перенос воздушных масс. Однако где-то они могут застаиваться, создавая у соседей аномальные контрасты. В прошлом году жителям Урала и Западной Сибири не повезло — у них практически не было лета: там циркулировал высокий циклон, определяя длительные низкие температуры. А вот катастрофическое наводнение на Амуре в 2013-м было спровоцировано уникальным сочетанием синоптических факторов: регион два месяца подвергался «атаке» влажных циклонов, уйти в Охотское море им не давала блокирующая область высокого давления над северо-западом Тихого океана. 

Недавний «потоп» в Ростове-на-Дону, отмеченный гибелью девочки и повреждением множества автомобилей, не относится к метеорологическим аномалиям. Подобные интенсивные короткие ливни обусловлены летним усилением конвекции воздуха, то есть вертикальным его перемещением. Именно это явление вызывает проливные дожди, грозы, шквалистый ветер. В Ростове выпало в тот день 13 мм осадков — отнюдь не катастрофа. Проблема здесь, видимо, в плохом состоянии ливневой канализации, других недоработках управления.

Урбанистическая цивилизация становится все более насыщенной техникой, возрастает и плотность населения в мегаполисах. А вот навыки элементарной безопасности, контроля над ситуацией, наоборот, падают. 

Будет ли на нас чаще лить с неба? Более теплый воздух из-за глобальных изменений климата потенциально может впитать в себя больше влаги, отчего количество осадков действительно увеличивается. При этом распределяются они крайне неравномерно, что как раз и чревато «хлябями небесными», которые мы периодически наблюдаем. Но даже экстремальные дожди летом «мозаичны» — они не накрывают таких больших площадей, как зимой. В одном и том же регионе с разницей в сто километров осадки, в несколько раз превышающие норму, контрастируют с настоящей засухой. 

Июль считается в центральном, и в частности в московском, регионе самым влажным летним месяцем, так что без дождей мы не останемся. Что касается погодных экстремумов, то пока условий для их возникновения на территории России не видно. Хотя такое стечение метеорологических обстоятельств, как при наводнении на том же Амуре, наука предсказать сегодня, увы, не в силах.