ДТП: дорожно-транспортная погибель

Александр АНДРЮХИН

16.07.2015

Что ни день, в лентах новостей — шокирующая автоавария со смертельным исходом. Владельцы сверхдорогих иномарок плюют на правила, написанные для «плебса», и рассекают по городским улицам, как на гоночном треке. С них берут пример и владельцы бюджетного автотранспорта. Число гибнущих на дорогах стабильно превышает 50 человек в сутки. И это на фоне бравых рапортов ГИБДД о снижении аварийности.

Смертельный сезон

В центре Москвы, на Беговой улице, разогнавшись до 130 км в час, BMW-750 врезалась в заграждение. Машина вспыхнула. Водитель и сидевший рядом пассажир, как из горящего танка, выбрались через люк, а те трое, что находились сзади, сгорели заживо. Это было утром минувшего воскресенья. А несколькими днями ранее под Красноярском водитель рейсового автобуса выехал на встречку и лоб в лоб столкнулся с маршруткой. Удар оказался настолько страшным, что 11 из 16 находившихся в ней человек погибли. Четверо пассажиров автобуса получили ранения. 

Причина катастрофы банальна: дело было под утро, и 59-летний водитель, видимо, задремал. Важный штрих, который не сразу бросается в глаза: не многовато ли людей находилось в пострадавшей маршрутке? Так и есть, экспертиза установила, что для увеличения вместимости салон был переоборудован, дополнительные сиденья установлены кустарно, без соблюдения требований безопасности, «на живую нитку». При ударе они посрывались с хлипких креплений и стали дополнительным источником страшных травм.

Черный рекорд нынешнего года — 77 погибших за сутки, это было 9 июня. В другие дни жертв поменьше. Если не доходит до 60 — считается, что сутки прошли достаточно спокойно. А ведь это все равно, как если бы ученики двух школьных классов ежедневно теряли по одному родителю!

— Что происходит?! — спрашиваю в Госавтоинспекции. 

— Наблюдается снижение аварийности, — отвечают. 

Действительно, по официальной статистике, с января по июнь прошлого года было совершено 83 773 ДТП, в них погибли 10 835 человек. А в нынешнем за аналогичный период — 79 199 ДТП и 9712 летальных исходов. Вроде бы, действительно, снижение. Однако если изучить статистику подробнее, то можно увидеть, что растет число ДТП с участием автобусов (на 7 процентов), а также количество «пьяных» аварий, совершенных по воскресеньям и понедельникам (27 и 43 процента соответственно). В Москве же увеличилось общее число ДТП, в которых виновны нетрезвые водители (на 2,4 процента). 

Что ни день — аварии с несколькими трупами. То в Псковской области 19-летняя девушка на «ВАЗ-2110» врезалась в автобусную остановку — она сама и двое пассажиров погибли. То на трассе Омск — Тюмень «Лада Гранта» на огромной скорости вылетела на встречку и столкнулась с «Тойотой Марк 2». Семь погибших. Устанешь перечислять. Ведь не было же раньше такого потока смертельных новостей. 

Сотрудники дорожной полиции отмечают: летом всегда аварий больше.

— Сезонный всплеск начинается с середины мая и заканчивается в октябре, — пояснил знакомый капитан ГИБДД, патрулирующий в районе станции метро ВДНХ. — Казалось бы, парадокс. Ведь летом автомобилей в городе меньше, но аварий — больше. Жара, что ли, действует? Пик приходится на август. В прошлом году в этом месяце, как нам сообщали на летучке, погибли 3196 человек — более чем по сто человек в день...

По словам инспектора, ездить стало «реально опаснее».

— Сколько пьяных за рулем, никто не знает, — говорит собеседник. — Раньше львиную долю выпивших выявляли на постах. Как правило, после праздников из тех, кого мы выборочно останавливали, под градусом оказывался каждый десятый. Сейчас у нас прошли сокращения, за дорожной ситуацией следят видеокамеры, но они не умеют вычислять пьяных — в отличие от инспектора. Пьяный водитель ведет себя так же, как подвыпивший пешеход: его качает из стороны в сторону. Еще одна «примета»: если видишь у машины запотевшие стекла — высока вероятность, что водитель немного «принял». Есть секреты, известные опытным сотрудникам, но неведомые видеорегистраторам. И водители распустились. Сейчас, когда мы проводим рейды, подшофе оказывается уже каждый седьмой. То есть потенциальных виновников аварий стало процентов на сорок больше.

Увеличилось и число водителей, ездящих без прав. Типичная ситуация: нарушителя временно лишили водительского удостоверения, но он продолжает ездить, зная, что посты ГАИ закрыты, а камеры в данном случае опять же бессильны.

— Но главное, отсутствие на дорогах наших сотрудников расплодило лихачей, — сетует инспектор. — Причем «езду без правил» практикуют не только выходцы с российского юга, к чему мы уже привыкли, но и граждане из Прибалтики, Приднестровья, Белоруссии, Болгарии, Чехии и даже Германии. Такое ощущение, что Москва стала какой-то неофициальной гоночной трассой, будто сюда для того и приезжают со всего мира, чтобы погонять на МКАД или ночных проспектах.

Камеры и тут бессильны. Даже если они определят адрес владельца авто, то ничего с «немосквичом» сделать нельзя. 

— Если нарушитель не заплатил штраф в течение положенного срока — ему приходит повторный в двойном размере, — рассказывает офицер. — Снова не заплатит — дело передается в суд. Но все дело в том, что согласно принципу территориальной подсудности применить статью 20.25 КоАП к неплательщику может лишь судья по месту его регистрации. Если, к примеру, житель Дербента приехал в Москву и превысил скорость, а затем вернулся обратно, то московский суд против него практически бессилен.

Должнику откажут в свадьбе

В ходе расследования недавних аварий выяснилось, что большинство натворивших бед водителей — злостные нарушители правил дорожного движения. Например, сын экс-губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, который на своем спортивном Porsche разогнался до скорости 150 км в час и, потеряв управление, врезался в столб на Большой Якиманке (он сам и пассажир погибли), 31 раз попадал в поле зрения регистраторов за превышение скорости. Но и это не предел.

— Рекордсмены — два москвича, — рассказала «Культуре» официальный представитель Федеральной службы судебных приставов Оксана Пулина. — У одного выявлено 104 штрафа на общую сумму свыше 515 000 рублей, у другого — 265 на 270 000.

Примечательно, что каждый третий штраф оказывается неоплаченным — какая уж тут неотвратимость наказания. Основная масса проигнорированных «писем счастья» — штрафы до 500 рублей. Заваленные бумагами приставы выбирают суммы покрупнее, а до мелочовки руки не доходят. И это еще одна причина роста дорожного хамства.

То, что камеры слежения не стали панацеей, отмечает и первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, автор вступившего с 1 июля в действие закона об уголовной ответственности за «пьяную езду». 

— Нарушителей надо наказывать не административным, а уголовным кодексом, только тогда начнут ездить цивилизованно, — говорит он «Культуре». — Главная проблема — отсутствие неотвратимости. Если до нарушителя не доходят руки, то через два года штраф аннулируется. И такие водители продолжают гонять до тех пор, пока кого-нибудь не угробят.

По словам депутата, серьезно относиться к штрафам автомобилистов могут заставить только жесткие санкции за неуплату.

— Сейчас разрабатывается законопроект, согласно которому должников по штрафам ГИБДД будут отлучать от госуслуг, — рассказывает депутат. — Попавший в реестр неплательщиков не сможет поменять или получить загранпаспорт, воспользоваться услугами ЗАГСа, взять справку в ЖЭКе. Он автоматически лишается и пилотского удостоверения, если таковое у него имеется, и прав на управление катером, его охотничий билет теряет силу. Если же сумма неоплаченных штрафов превысит 10 000 рублей, судебные приставы могут временно изъять у должника водительские права.

В то же время Лысаков готовит и другой законопроект — «с пряником», позволяющий заинтересовать должника как можно быстрее рассчитаться с государством.

— Если нарушитель оплатит штраф в первые 20 дней, то ему достаточно будет отдать только половину, — поясняет он. — А вот с 21-го дня надо будет оплачивать всю сумму.

Что касается уголовной ответственности за «пьяную езду», то, по словам Лысакова, закон давно уже назрел.

— Злостные нарушители даже после трехдневного ареста снова садились за руль и продолжали нарушать, — говорит депутат. — Нынешний закон отменяет административную ответственность — штраф 50 000 рублей и предусматривает за повторное ДТП в пьяном виде уголовный штраф от 200 до 300 000 рублей либо лишение свободы до двух лет. Даже если нарушитель отделается штрафом, все равно это будет уголовная статья. Для многих это крест на карьере.

Словом, главная причина того, что на дорогах возрос уровень хамства и лихачества, вызвавший шквал диких аварий, — неспособность государства наказать нарушителя на самом раннем этапе, обуздать его до того, как он почувствовал вседозволенность. 

Однако не все согласны с мнением, что разгул хамства на дорогах — результат лазеек, позволяющих не платить штраф. В межрегиональном общественном центре «За безопасность российских дорог» считают, что проблемы все-таки от мозга и совести. Точнее, от их отсутствия.

— Культура езды, несмотря на строгость законодательства, меняется очень медленно, — говорит замдиректора центра Михаил Соколовский. 

Люди гибнут из-за того, что водители большегрузов или автобусов засыпают за рулем, пьяные лихачи врезаются в маршрутки с детьми — это никаким наказанием не исправишь. Ведь другую голову человеку не привинтишь. 

С этим мнением практически согласен и вице-председатель Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский.

— Кто как ездит, зависит от людей, — сказал он «Культуре». — Если в обществе мало культуры, откуда же взяться культуре за рулем? 

Кстати, все большую популярность набирает сайт «Дураки на дорогах», где каждый автомобилист может выложить информацию о лихачах и прочих неадекватных водителях. По сути, это база данных о нарушителях, которые не попали в поле зрения камер или на глаза инспекторов. Владельцы машин, заходя на сайт, смогут пробить номер своего автомобиля и прочитать жалобы, написанные в их адрес.

Оскорбление для «Ягуара»

Отправляюсь в поиск. Пока качу по Ярославке, в очередной раз ловлю себя на мысли, что сегодняшняя езда отличается от той, что была еще лет пять назад. А вот и он — в зеркальце заднего вида вижу очередного лихача на черной «Хонде-Цивик». Мечется из полосы в полосу, вклиниваясь в крохотные проемы между машинами. Через минуту подрезал и меня, неожиданно вынырнув справа и даже не включив поворотник. 

Перед Мытищами «Хонда» остановилась. Из машины вышел парень лет 25 и направился в магазин. Я притормозил и окликнул его. 

— Да разве это лихачество, дядя? — снисходительно удивился житель подмосковного Королева, менеджер по спортивным товарам Вячеслав Сазонов. — Я даже не превысил ста двадцати. Не могу тащиться, как все, душа не выносит. Вот год назад, когда я только купил машину, тогда да, лихачил. Из любопытства. У нее максималка 260 км. Что же, ни разу не «втопить» от души? Правда, больше чем до 180 не разгонялся. И то по ночам, потому что днем сплошные пробки. Так что я не лихач. Вот друг у меня лихач. У него спортивный «Ягуар», он меньше 160 не гоняет. Считает, что меньше — это оскорбление для такой машины.

Поворотники он не включает, потому что «смысла нет». Так молниеносно лавирует между машинами, что водители все равно не успевают среагировать на сигнал. Что касается «писем счастья», то они приходят регулярно, но Вячеслав по ним давно не платит.

— Все эти скоростные ограничения — для тех, кто не умеет водить. У меня пять лет стажа, и я ни разу никого не задел. 

Честно скажу, я не нашелся, что ответить на эти убийственные аргументы. Дай Бог, чтобы они не стали для кого-то убийственными в прямом смысле этого слова.

Что же сидит в головах владельцев этих роскошных «Ягуаров», тонированных «бэх», раздолбанных «Жигулей» и претенциозных «Хонд»? Что объединяет представителей совершенно различных социальных групп и заставляет их совершать такие опасные и вопиющие нарушения? Ведь по сути своей это носители преступного мышления. По словам известного психиатра-криминалиста Михаила Виноградова, среди водителей всегда имелась категория лихачей. Ее нельзя назвать многочисленной, но сегодня она заметно разрастается.

— Лихачам постоянно нужно ставить новые рекорды риска, это, как наркотик, требует все более опасных подвигов, — говорит мне Виноградов. — Это явление, как зараза, распространяется и на других водителей, которые раньше опасались нарушать. К тому же лихачество провоцирует и безнаказанность. Только строгое и неотвратимое наказание может обуздать это явление. Здесь должны использоваться те же меры, что и в борьбе с преступностью.