Золотое слово

25.11.2012

Константин МАЦАН

Судьба святителя Иоанна Златоуста — пример того, как жизнь бывает несправедлива даже к самым достойным. Вернее, это нам кажется, что она несправедлива.

Вернее, это нам кажется, что она несправедливаСам святитель, судя по всему, расставлял акценты неожиданным образом. Такая вещь, как смирение — явное безумие для нашего «просвещенного» века — была для него нормой.

Иоанн Златоуст — один из трех Вселенских учителей Церкви (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом). Он и вправду научил всю Вселенную: достаточно того, что чин Литургии, которую служат во всех православных храмах мира, составлен святителем Иоанном.

Будущий святитель родился в 347 году в Антиохии. Учился у лучших философов своего времени и мог бы рассчитывать на блестящую светскую карьеру, но выбрал монашество, называя его «истинной философией». Церковные начальники очень быстро оценили ум и духовные таланты Иоанна и решили назначить его епископом. И тут смирение, присущее будущему святителю, впервые заявляет о себе: Иоанн отказался от статусного назначения и удалился для молитвы в пустыню. Там он провел четыре года, два из которых — в полном молчании в уединенной пещере. Но ухудшившееся состояние здоровья заставило вернуться в Антиохию. Монах Иоанн сначала принимает священный сан, а в 397 году получает «высшую должность» — он избран архиепископом Константинопольским.

Златоустом, как нетрудно догадаться, святителя Иоанна называли за дар проповеди. Еще в бытность свою священником в Антиохии он проповедовал не реже двух раз в неделю в течение двенадцати лет. Воцерковленный человек 2012 года может удивиться: «Ну и что? Сейчас священники проповедуют после каждой Литургии». Но тогда — в IV веке — еще не существовало томов духовной литературы и какой бы то ни было систематизированной информации о вере, а сама традиция свободной церковно-приходской жизни насчитывала от силы несколько десятилетий (если отсчет вести от 313 года — от Миланского эдикта императора Константина Великого, легализовавшего христианство). Устное слово священника — вот что было главной информацией и источником основных знаний для христиан. Поэтому трудно переоценить значение проповедей святителя Иоанна. И их влияние на современников.

Впрочем, не только современников. Ведь святитель Иоанн создал и много письменных трудов. Они дошли до нас, не потеряв актуальности. Вот, например, вопрос о равноправии мужчин и женщин. Можно долго говорить о законах и квотах при приеме женщин на работу, а можно просто прочитать, что о гендерном равенстве еще в IV веке написал святитель Иоанн Златоуст в Беседе на слова апостола Павла «во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор 7:2): «Тело мужа уже не принадлежит мужу, но жене. Пусть же он хранит в целости собственность ее, пусть не уменьшает и не повреждает ее <…> Итак, когда ты видишь блудницу, соблазняющую, увлекающую, жаждущую твоего тела, то скажи ей: это тело не мое, но принадлежит моей жене, я не смею злоупотреблять им и отдать его другой женщине. Так пусть поступает и жена. В этом между ними совершенное равенство…» А вот и ставшее сегодня романтическим штампом утверждение, что влюбленные даже если не рядом — все равно вместе: «...Где есть любовь, там расстояние места нисколько не вредит, а где нет ее, там нет никакой пользы от близости мест», — святитель Иоанн Златоуст, IV век.

Однако жизнь величайшего отца Церкви закончилась совсем не благополучно. После назначения на Константинопольскую кафедру святитель Иоанн был неприятно поражен столичными нравами. У него случился конфликт с супругой императора Аркадия — императрицей Евдоксией. Та хотела отнять последнее имущество у супруги и детей одного опального вельможи, а святитель за них заступился. Императрица в гневе собрала суд, где решила, что архипастыря, столь любимого и почитаемого народом, нужно казнить. Император заменил казнь изгнанием. Святитель Иоанн мирно отдал себя в руки властей: его прихожане готовы были драться за него и даже выстроились в своего рода ополчение у храма, но, чтобы все обошлось без печальных последствий, Златоуст снова проявил глубочайшее смирение.

В 406 году он находится в ссылке в Армении — и там тяжелая болезнь приковывает его к постели. Но недоброжелатели все равно не дремлют, пишут доносы — и святителя Иоанна Златоуста, по приказу из столицы, переводят в глухой город Питиус на территории современной Абхазии. В сопровождении конвоя еле живой святитель Иоанн совершал свой последний переход в течение трех месяцев. В городе Команы силы оставили его. Последними словами епископа, столь любимого одними и ненавидимого другими, было очень простое и глубокое исповедание христианской веры: «Слава Богу за все!»

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть