Женский вопрос. Введение

02.12.2012

Константин МАЦАН

Трехлетняя девочка стояла на первой ступени каменной лестницы, ведущей к дверям Иерусалимского храма. Всего ступеней — пятнадцать, они высокие и широкие. Даже взрослому человеку требуется приложить усилия, чтобы по ним подняться. Но девочка без труда взбежала на самый верх, как если бы кто-то пронес Ее на руках по воздуху.

Она ни разу не оступилась и не окликнула оставшихся внизу родителей, что было бы естественно для маленького ребенка. Чудо произошло на глазах у святого Захарии, первосвященника храма, ждавшего наверху. Он обратился к маме девочки: «Благословен твой Плод». Маму звали Анна. Девочку — Мария. Такова предыстория праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

История же праздника заключается в том, что после этого чудесного восхождения Захария ввел маленькую Марию в Иерусалимский храм, а дальше — во Святая святых — то место, где за специальной завесой хранится Ковчег Завета — скрижали с Десятью Заповедями. Самое важное, с сакральной точки зрения, место в храме. Такое введение — событие беспрецедентное, из ряда вон выходящее. По иудейской традиции, в Святая святых мог заходить только первосвященник — да и то только раз в год: в том месте, где стоял Ковчег Завета, к первосвященнику обращался Сам Господь и провозглашал Свою волю. А тут вдруг — маленькая девочка… Более того, чуть позже, когда Она уже жила при храме вместе с остальными ученицами, Ей одной было позволено постоянно молиться (а молитве Она посвящала половину каждого дня) во Святая святых, а не в обычном отведенном для всех месте.

Все это — символическое предзнаменование судьбы Марии: стать Той, через кого воплотится Сын Божий — Иисус Христос. Существуют разные толкования, почему Захария, вопреки иудейскому закону, пустил Марию в Святая святых. Но в каждом из них один и тот же лейтмотив: как в Святая святых хранились скрижали с Десятью Заповедями — святыня и символ Ветхого Завета, так и в утробе Девы Марии однажды возникнет новая святыня — Христос, чей приход в мир стал основой Нового Завета.

Почему же тогда в христианской церковной традиции женщинам не разрешается заходить в алтарь храма, где также находится святыня — престол? Почему женщина не может быть священником? Более того, сегодня часто можно услышать и другое негодование в адрес Церкви: испокон веков женщину не ставили ни во что, ее уделом было сидеть дома, рожать и воспитывать детей! А как же работа, творчество, самореализация? Почему в христианстве женщина так уничижается?! Попробуем разобраться, так ли это.

Да, женщина не может быть священником в силу существования так называемого апостольского преемства. И тут дело вот в чем. Рукоположить мирянина во священника может только епископ. Этого епископа в свое время рукоположил другой епископ. Того — третий. И если эту цепочку отмотать до конца назад, мы придем к одному из двенадцати апостолов. Они возлагали руки (отсюда — рукоположение) на головы своих преемников и сообщали им благодать священства и право отпускать грехи. Эта цепочка рукоположений в Православной и Католической церквах не прерывалась более двух тысяч лет. И нигде в Священном писании или Священном предании нет указания на то, что среди преемников апостолов были женщины. Лишь в силу этого представительницы прекрасного пола не могут быть священнослужителями, а значит — входить в алтарь. Но разве это означает уничижение женщины?

То, что в иудейской традиции выразилось физически — введением в Святая святых, в христианской традиции выражается духовно. Для христианина Богородица неизменно пребывает в самом святом из всех возможных святых мест — на Небесах, рядом с Господом. Христианин молится Богородице, называет Ее Владычицей, то есть признает за Ней полную власть над собой. «Царице Преблагая» — еще одно из обращений к Матери Божией, которая для нас больше самого большого блага. В одной из главных молитв Богородице Ее называют «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» — то есть, выше и чище самих ангелов. Ее считают Заступницей. Парадокс: священники-мужчины просят защиты себе и своей пастве у Пресвятой Девы… Так где же здесь уничижение «слабого пола»?

А ведь то же самое происходит и в бытовом плане. Традиционное, с точки зрения христианства, распределение социальных ролей отводит мужчине заботу о пропитании семьи, а женщине — о семейном очаге. Так почему же на основе этого делается вывод, что женщину не ставят «ни во что»? Ведь на самом деле я, мужчина, доверяю женщине самое дорогое, что у меня есть, — нашу семью и наших детей. И неужели не очевидно, что моя супруга в таком случае — больше и значительнее меня самого? А потому, отвечая коротко на вопрос о женщине в христианстве, можно с уверенностью сказать, что в Церкви она не только не уничижается, но наоборот — превозносится. Тем же, кто пытается это оспорить, хотелось бы посоветовать чаще вспоминать образ трехлетней Девы Марии, входящей во Святая святых.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть