Верное настроение

06.08.2012

Константин МАЦАН

Трудно представить себе митрополита — церковного иерарха самого высшего сана — спешащего в беднейшие отдаленные районы Петрограда: за Нарвскую заставу, на набережные Охты. Но владыка Вениамин жил именно так: в простом подряснике, без каких-либо епископских «признаков» он шел к обычным небогатым людям — крестить ребенка, соборовать умирающего. Вообразите такое сегодня — тут же найдутся сотни человек, которые скажут: «Да он пиарится! Выставляет напоказ свою простоту — а за углом, небось, мерседес с водителем ожидает…» Но в случае с митрополитом Вениамином дело обстояло совсем иначе.

Митрополит Вениамин Петроградский был нетипичным епископом даже для своего времениБудущий священномученик родился в 1873 году в семье сельского священника в Каргопольском уезде Олонецкой губернии. Бедность и нужда были хорошо знакомы будущему иерарху с самого детства. Видимо, этим объяснялось в дальнейшем его постоянное внимание к самым обделенным и незащищенным слоям общества. Но любили владыку Вениамина не только униженные и оскорбленные. Его любили все. При упоминании «нашего батюшки» каждый верующий в Петрограде понимал, о ком речь. Наглядным воплощением этого стали выборы 1917 года, когда впервые в истории Русской церкви архиереи, возглавляющие епархии, стали избираться на съездах клира и мирян. Такое новшество было встречено во многих епархиях болезненно. А вот в Петрограде спокойно и мирно подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. Он стал митрополитом Петроградским. В 1922 году был арестован и расстрелян на окраине Петрограда, а в 1992-м канонизирован Русской православной церковью как священномученик.

Жертв советского террора первой половины ХХ века — тех, кто пострадал за исповедание православной веры, — называют новомучениками. Само это слово указывает на их связь с древними мучениками — теми, кого в первые века христианства бросали ко львам за отказ участвовать в языческом поклонении императору. История повторилась в ХХ веке: только вместо львов — аресты и расстрелы, а вместо императора-язычника — советская власть. Не изменилось на протяжении столетий одно — душа христианина.

Есть известное выражение: «Кровь мучеников — семя Церкви». Но почему? А потому, что если бы верующие массово отрекались, то не было бы Церкви — ни в I веке, ни в ХХ. И не из-за того, что людей бы не хватало — Церковь может состоять и из трех человек. Просто грош цена той истине, от которой люди готовы массово отречься. Но тысячи и тысячи — не отреклись. И тем самым доказали, что их истина — на самом деле Истина. Жертвуя собой, мученики первых веков христианства Церковь утвердили. А новомученики — Церковь сохранили. Одним из них был священномученик Вениамин Петроградский.

Возможность арестовать митрополита Вениамина и обвинить его в контрреволюционной деятельности дал изданный в 1922 году декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих — в основном речь шла о предметах из ценных металлов. Позиция владыки Вениамина в этом вопросе была более чем умеренной: отдавать на нужды бедствующих все, что можно, оставлять же лишь то, без чего нельзя совершать богослужение. Например, золотой оклад иконы — пожалуйста, берите. Но освященную Чашу для Святых Даров, к которой может прикасаться только священнослужитель, — нет. Более того, владыка Вениамин предложил заменить выдачу таких богослужебных ценностей деньгами или аналогичным по весу металлом. Но услышать позицию митрополита и разобраться в ней власти было невыгодно — куда выгоднее обвинить архиерея в препятствовании изъятию церковных ценностей. А в храмах тем временем происходили настоящие стычки между представителями власти и прихожанами. И тогда владыка обратился к своей пастве с парадоксальным, казалось бы, призывом: «Ни в храме, ни около него не уместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей. Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжелом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию»...

В буквальном переводе с греческого «мученик» — это «свидетель». То есть не просто всякий, кто умирал физически мучительно, но тот, кто своими мучениями засвидетельствовал верность Христу. Обращенные к пастве слова митрополита Вениамина, как и последние годы его жизни, — пример того, как верность Христу воплощается не только в собственной пролитой крови, но и в смирении, в неозлоблении, с которыми человек воспринимал гонения и поношения — точно так же, как и сам Спаситель на кресте произнес: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Свое слово на суде перед расстрелом владыка Вениамин почти целиком посвятил тому, что другие обвиняемые невиновны.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть