В чем сила, брат?

Андрей ЗАЙЦЕВ

11.05.2012

В России всегда было очень странное отношение к фигуре верховного правителя. Мы привыкли считать, что власть отвечает за все — от обороны страны до лопнувшей трубы, верим в доброго царя и в то же время уверены, что от власти не надо ждать справедливости.

Считается, что русский народ любит сильных правителей. Однако при этом он объявляет первыми русскими святыми Бориса и Глеба, сыновей князя Владимира — крестителя Руси, погибших в 1015 году от руки Святополка Окаянного. Причиной раздора стала борьба за власть после смерти князя Владимира. Вероломный Святополк захватил Киев, а затем стал избавляться от потенциальных соперников.

На момент своей смерти и Борис Ростовский, и Глеб Муромский были молодыми. Древнейшие жития и Повесть временных лет говорят, что старшему Борису едва исполнилось 25, а младший Глеб был «детск телом». В древнерусских текстах сохранились трогательные детали. Борис гибнет на реке Альте на территории современной Украины. Злодеи терпеливо ждут, пока князь закончит читать молитвы в своем шатре, и лишь потом совершают свое черное дело. Смерть Глеба под Смоленском еще более драматична: получив от своего брата Ярослава письмо, в котором тот предупреждает его о смерти отца, захвате Святополком власти в Киеве и убийстве Бориса, Глеб не верит брату и плывет по реке навстречу убийцам.

Почитание Бориса и Глеба началось сразу после их кончины, а канонизация произошла не позднее 70-х годов XI столетия. С этого момента Русь получила святых воинов, которые помогали одерживать победы на Чудском озере и Куликовом поле. Образ двух всадников на конях становится одним из самых известных иконописных сюжетов на Руси.

Россия сразу приняла подвиг первых святых как проявление не слабости, но величия духа и самопожертвования ради единства. Борис и Глеб стали не идеальными политиками, но идеальными христианскими князьями. Киевскую Русь еще ждала эпоха феодальной раздробленности, когда дяди спорили с племянниками за право на киевский стол. Споры эти часто заканчивались большой кровью и в конце-концов привели к нашествию монголо-татар на Русь. Однако в нашей стране всегда умели отличать идеал от модной ныне real politic, а потому образ князей, положивших жизнь за други своя, стал особенно дорог для русских людей, которые видели смертельную опасность в предпочтении собственных мелких интересов судьбам страны.

Для русского человека сила не в мощи или интригах, а в правде. Этот идеал не имеет ничего общего с толстовским непротивлением злу. Страстотерпство — это сознательное уподобление Христу и сознательный отказ от использования силы, даже там, где оно было бы абсолютно законным и справедливым. Борис знает, что Святополк незаконно захватил Киев, дружина готова помочь ему изгнать из стольного града самозванца, но святой сознательно не хочет поднимать руку на брата. Евангельский идеал он ставит выше политической целесообразности, и за это благодарная страна строит в его честь храмы, называет города и села, крестит детей.