Птицы и верба

06.04.2012

Андрей ЗАЙЦЕВ

Иногда церковный календарь преподносит сюрпризы. Так, в нынешнем году 7 апреля православные христиане одновременно будут отмечать Лазареву субботу и Благовещение, а день спустя — Вход Господень во Иерусалим, более известный как Вербное воскресение.

Читатели «Культуры» наверняка помнят, как в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Соня Мармеладова читали отрывок из Евангелия, где рассказывается, как Христос воскресил брата Марфы и Марии. Брата звали Лазарем, и к тому моменту он уже четыре дня как был похоронен в пещере. Для героев Достоевского эта евангельская история стала символом пробуждения к новой жизни и возможностью покаяться за совершенные преступления. Язвительный Владимир Набоков в своих «Лекциях по русской литературе» издевался над пошлостью сцены, когда «убийца и блудница» читают Евангелие, но для самого Достоевского это был важный символ духовного воскрешения двух людей над строками Нового Завета... Так что же случилось в пригороде Иерусалима почти две тысячи лет назад, и почему этот сюжет стал очень популярен в русской и мировой литературе?

Марфа, Мария и Лазарь жили в Вифании близ Иерусалима и были из тех, кто последовал за Христом. В Евангелии рассказывается об эпизоде, когда Господь пришел в их дом, и Марфа стала хлопотать по хозяйству, а Мария уселась у ног Иисуса и лишь внимала его речам (именно эта история потом станет наиболее ярким примером для споров, какой образ жизни спасительнее — деятельный или созерцательный). Спустя некоторое время умирает их брат Лазарь, Христос же узнает об этом не сразу и приходит в Вифанию, уже когда тело покойника начало тлеть. Рассказывая о трагедии сестер Лазаря, евангелисты упоминают, что Спаситель «прослезился», так как очень любил это семейство. По требованию Христа была открыта пещера, в которой покоился Лазарь, и на глазах множества свидетелей обвитый пеленами умерший и воскресший человек вышел к близким, после чего, по преданию, прожил еще тридцать лет.

Также 7 апреля — причем в отличие от Лазаревой субботы ежегодно — отмечается один из самых известных и любимых праздников на Руси и во всем христианском мире — Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день архангел Гавриил предстал пред изумленной Девой Марией и рассказал ей о том, что исполнилось пророчество — она зачнет Сына и наречет ему имя Иисус. Стоит отметить, что для самой Богородицы весть была не только радостной, но и достаточно тревожной, что отразилось в ряде полотен великих западных живописцев на этот сюжет. По иудейскому закону женщина, зачавшая ребенка вне брака, могла быть побита камнями за прелюбодеяние, а потому положение Девы Марии после Благовещения с каждым месяцем становилось все более тяжелым.

Увы, тема Благовещения, события, изменившего ход человеческой истории, не раз была предметом насмешек (от антихристианских иудейских рассказов до «Гавриилиады» юного Пушкина). И в то же время важность праздника отражена как в русской поэзии (в стихах Марины Цветаевой и Черубины де Габриак, Константина Бальмонта и Михаила Кузмина), так и на множестве полотен — это один из самых излюбленных сюжетов для живописцев, начиная от Джотто и заканчивая нашими современниками.

На Руси отношение к Благовещению всегда было особым: помимо воспоминаний о Евангельской истории в русской культуре он ассоциировался с обычаем отпускать птиц на волю, что, к слову, отражено в прекрасных стихах Пушкина:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Освобождение птиц на Благовещение имеет глубокое символическое значение: с рождением Христа человечество получило надежду избавиться от власти греха и Сатаны, и выпускание птиц является зримым воплощением этой свободы.

А на следующий день, 8 апреля, как и всегда после Лазаревой субботы, Церковь празднует Вербное воскресение – Вход Господень в Иерусалим. В этот день Спаситель под приветственные крики толпы на ослике торжественно въехал в город, где люди, уже наслышанные о воскресении Лазаря, приветствовали Его словами: «Осанна Сыну Давидову», означающими, что народ признал во Христе Царя и Мессию. Однако эти люди оказались очень переменчивыми: всего через пять дней они же с воодушевлением кричали Пилату: «Распни, распни Его!» Но в Вербное воскресение верующие, памятуя о грядущей Страстной седмице, радуются вместе с народом Святого града и освящают в храмах прутики вербы, символизирующие пальмовые ветви, которыми древние иудеи устилали дорогу Христу. Пожалуй, наиболее ярко и трогательно об этом старинном русском церковном обычае в начале века прошлого написал Александр Блок:

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Словом, наступающая неделя для православных богата на праздники. Не высокоторжественные, ибо великопостные, но светлые и радостные. Позволяющие всем нам духовно возрадоваться в канун самых скорбных дней церковного года и уже почувствовать отблески Праздника праздников — Светлого Христова Воскресения.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть