Первый публицист

09.11.2012

Константин МАЦАН

Ученик российской средней школы слышит имя Нестора-летописца с детства — с уроков отечественной истории, где изучение предмета в обязательном порядке начинается с древнейшего доступного источника — «Повести временных лет», фундаментального памятника славянской письменной культуры.

Так имя Нестора-летописца нередко входит в кругозор школьника со шлейфом не самых приятных для юношеского сознания ассоциаций: нечто ветхое, пыльное, имеющее мало отношения к реальности вообще и ко дню сегодняшнему в частности. Ни личности самого автора, ни значения его труда за этим не видно. Чтобы все это разглядеть, надо посмотреть на «Повесть временных лет» как на произведение вне времени. Таков православный церковный взгляд. Как ни парадоксально, актуальным и современным святого Нестора Летописца и его труд делает самый традиционный из всех существующих институтов — Русская православная церковь. Но как это происходит?

Отдельные историки высказывают подозрения в достоверности «Повести временных лет». В некоторых монографиях можно даже встретить формулировку «великий фальсификатор Нестор». Впрочем, эти споры — для специалистов. Для церковного взгляда важно другое.

«Повесть временных лет» — не просто пересказ событий, не просто фиксация фактов. Это еще и попытка автора-монаха вписать историю Руси в контекст всемирной истории — то есть в историю спасения человеческого рода. Только так православный монах в XI веке мог воспринимать историю всемирную. И поэтому преподобный Нестор в своей «Повести» задается не только вопросом «как?», но подспудно еще и вопросом «зачем?». Зачем Бог соединил именно такие события именно в такой последовательности? Автор дает ответ: Бог обладает «хотением» спасти «тварь» — то есть человека. Ради этого в мир приходит Христос и умирает на кресте. Возникает и распространяется христианство. Святые Кирилл и Мефодий создают славянскую грамоту и переводят Евангелие. Святая равноапостольная Ольга принимает в Константинополе Крещение. Святой равноапостольный Владимир крестит Русь. Этому событию — как краеугольному камню отечественной истории — в «Повести» уделено пристальное внимание. О каждом народе у Бога свой промысел — и таков, по мнению преподобного Нестора, путь Руси, которым Бог ведет ее к спасению. В этом смысле «Повесть временных лет» актуальна и сегодня — как напоминание о том, что мы — наследники событий «Повести». С христианской точки зрения, логика истории — это попытка Бога спасти человека. И наше время — не вдруг появившаяся эпоха, а наоборот, продолжение той самой логики.

А преподобный Нестор в таком случае — это первый в российской истории публицист. Потому что его труд как летописца — донести до людей нечто очень важное о них самих. Порыв изменить мир словом. Преподобному Нестору традиционно приписывают высказывание о том, что слово — услышанное и принятое — на самом деле способно преображать человека: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть