Небесный воевода

18.11.2012

Константин МАЦАН

Помните песню «Ангел-хранитель» Криса Кельми? Или «Желтого ангела» Александра Вертинского? Фильмы «Ангел А» Люка Бессона и «Небо над Берлином» Вима Вендерса? Везде есть устойчивый образ ангела — некто бесплотный, с белыми крыльями и сверхъестественными способностями. Он ходит среди людей, его либо никто не видит, либо видят лишь избранные в особые моменты. Он помогает человеку, подсказывает и, если что, вмешивается в его судьбу.

Правда в том, что ангелы, с точки зрения христианской традиции, действительно живут в духовном мире, существующем параллельно с нашим, физическим. Там иначе устроены время и пространство. Правда и то, что ангелы участвуют в жизни людей, приходят на помощь, уберегают от чего-то.

Неправда же заключается в том, что ангел при таком «массово-культурном» подходе оторван от своих корней — вырван из контекста собственно религиозной традиции, которая изначально его создала и миру предъявила. Ведь «ангел» в греческом языке означает «вестник». Однокоренное слово — Евангелие: «благая весть». Ангел — посланник. И он не просто так, по своей прихоти, вмешивается в жизнь людей. У посланника всегда есть Тот, Кто его послал, чтобы сообщить людям Свою волю. Для христианина ангел — это не просто абстрактное мифическое существо. Это кто-то, кто напрямую связан с Богом и с действием Его руки в нашей жизни.

Такой подход, кстати, делает общение человека со своим ангелом более практичным и, если хотите, уважительным. Понятно, как относиться к посланнику, если знаешь, Кто и зачем его прислал. Присутствие ангела рядом с тобой превращается из смутного психо-эмоционального переживания в факт твоей настоящей жизни. В этом смысле неслучайно, что Православная церковь отдельно празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных.

Архангел Михаил — предводитель небесного воинства ангелов. Его имя на еврейском означает «Кто как Бог?». Не так много ангелов упоминается в Священном Писании по именам. Архангел Михаил — один из них. По Ветхому Завету, он явился Иисусу Навину и помог израильтянам завоевать Обетованную землю. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. А в Откровении Иоанна Богослова, всем известном Апокалипсисе, именно архистратиг Михаил бьется с дьяволом — и побеждает: «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». То есть самая главная битва архангела Михаила — еще впереди. Если об этом задуматься, любой человек может почувствовать, какую роль играет архистратиг конкретно в его жизни.

Сильнее всех архангела Михаила к нашей грешной земле «приблизил» в своем труде «Имена» священник Павел Флоренский. Целая глава посвящена имени Михаил. Флоренский указывает, что неслучайно оно ассоциируется с медведем — мишкой. «Это уравнивание Михаила и косматого зверя делается по признаку неповоротливости, неуклюжести, некоторой растрепанности, — пишет отец Павел. — Однако... то же самое сравнение может быть принято и на основании другого <…> признака. <…> Медведь — добродушный увалень, но он же и весьма ловок и яростен, когда придет время. Так же и в Михаиле <…> Вопреки обычному толкованию, Михаил вовсе не флегматик, и стихия его отнюдь не вода, а огонь, благодетельно ли греющий или яростно жгущий, но сухое и горячее начало, а не влажное и холодное».

Конечно, «Имена» Флоренского — не канонический учебник по богословию, а, скорее, философско-публицистический сборник. И тем не менее любопытно, как точно «ловкость и ярость» обобщенного Михаила отвечает образу архистратига Михаила — воина-победителя.

По Флоренскому, есть имена «земные, для земли созданные и в земле коренящиеся». А есть имена «другие, силы, природе которых чуждо воплощаться в плотных и тяжелых земных средах». Носители таких имен «не прилаживаются вплотную к окружающим их условиям земного существования и не способны приладиться». Нетрудно догадаться, к чему ведет отец Павел. «Одно из таких имен — Михаил. Имя Архистратига Небесных Сил». Оно «указывает на высшую меру духовности». Оно означает «наивысшую ступень богоподобия. Это — имя молниевой быстроты и непреодолимой мощи, имя энергии Божией в ее осуществлении, в ее посланничестве».

Вот такой архангел Михаил — далекий и близкий одновременно: воин, сражающийся не на земных фронтах, и посланник, отправленный с вестью на землю.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть