Лето Господне

14.09.2012

Константин МАЦАН

В Церкви тоже отмечают новый год — свой, особенный. Не так бурно, как мы празднуем гражданский, конечно, но все-таки. Этот праздник приходится на 14 сентября по новому стилю (и 1 сентября — по старому) и называется Новолетием или Началом индикта.

Этот праздник приходится на 14 сентября и называется Новолетием или Началом индиктаЗагадочное слово «индикт» пришло из Римской империи. Так называли первый день пятнадцатилетнего периода сбора податей — раз в пятнадцать лет производили переучет населения и, соответственно, корректировали, сколько налога нужно в итоге собрать. Индикт начинался 1 сентября и открывался специальным объявлением (по латыни — indictio) от имени императора. В церковную традицию понятие индикта вошло уже без хозяйственно-финансового оттенка и стало обозначать просто первый день нового богослужебного года.

Начинать церковный год именно с сентября решили отцы Церкви на I Вселенском Соборе в 325 году в память о двух событиях. 1 сентября 313 года император Константин Великий издал Миланский эдикт, который официально запрещал гонения на христиан. Второе событие — и, пожалуй, более существенное — напрямую описано в Евангелии: именно 1 сентября, как считается, в синагоге города Назарет прозвучали слова Христа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное». Христос произносит слова пророчества Исаии — тем самым говоря, что на нем сбывается то, чего так ждали иудеи: приходит Мессия — и наступает новая эпоха, новое «лето Господне». То есть в каком-то смысле новый год.

Любопытная вещь: оптинские старцы рекомендовали именно с дня церковного новолетия начинать цикл ежедневного чтения Библии. По их мысли, если в день человек будет читать одну главу из Евангелия, по две главы из Деяний и Посланий апостолов и три главы из Ветхого Завета, то за весь год Новый Завет будет прочитан четыре раза, а Ветхий Завет — один раз.

Конечно, современный человек, живущий в рабочем городском ритме, вряд ли готов (да и вряд ли призван) в точности следовать этому правилу. Но сам характер такой рекомендации показателен.

Дело в том, что церковный год — это не просто календарь, который организует время и обеспечивает единство действий. Это еще и своего рода темп, ритм и строй духовной жизни каждого верующего.

Ведь что такое богослужебный годичный круг? Каждый год в Церкви повторяются одни и те же праздники. Некоторые из них (например, Рождество) приходятся на одну и ту же дату. Другие (например, Пасха) передвигаются. Между крупными церковными праздниками есть и более мелкие, но не менее значимые даты. Очень похоже на гражданский календарь. Но есть одно существенное отличие: если светское событие (например, победу в какой-нибудь битве) человек в день праздника просто вспоминает и отдает ему дань уважения, то событие церковное человек заново проживает в реальности. Церковь — как сакральное пространство — существует не только в нашем календарном времени-пространстве, но еще и в вечности. Привычные и упрямо-логичные категории «прошлого-настоящего-будущего» тут не то чтобы отменяются, но перестают быть в центре внимания. Верующий молится Богу, который сам по себе — Вечность. И в этом смысле через церковную молитву человеку дается возможность к вечности прикоснуться — не просто вспомнить, но и стать соучастником события, которое фактически произошло когда-то давно. Такова природа христианского богослужения. Мистика и эмоциональные экзальтации тут ни при чем.

Впрочем, переоценивать важность календаря тоже не стоит. Верующий призван молиться не по графику, а по велению совести и сердца. К тому же календарь в известной степени — вещь условная. То есть что-то, о чем люди для собственного удобства договорились. Например, часто можно услышать слова о том, что у православных и католиков — два разных праздника Пасхи, два разных дня. Это логическая ошибка. Праздник один и день один — просто принципы расчета даты (то есть собственно календари) разные. Это чем-то похоже на празднование Нового года в разных часовых поясах. Кому придет в голову сказать, что на Дальнем Востоке наступает один Новый год, а в Москве — какой-то другой? В этом смысле календарь второстепенен.

Но упрямая логика продолжает вопрошать: так почему бы не объединить календари и не сделать один на всех? В юлианском календаре, по которому живет Русская Православная Церковь, есть один принципиальный момент. Это — дата Пасхи, главного христианского праздника. Он обязательно должен наступать после пасхи иудейской. Так написано в Евангелии: иудеи просили Пилата распять Христа в пятницу — чтобы казнь не совпала с праздником иудейской пасхи, который приходился на четверг. По юлианскому календарю этот принцип всегда соблюдается.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть