Как интеллигент и рыбак создали Церковь

08.07.2012

Андрей ЗАЙЦЕВ

12 июля Русская православная церковь отмечает праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, завершающий Петров пост. Даже среди людей нецерковных эта дата хорошо известна народной поговоркой: «Петр и Павел час убавил». Продолжительность светового дня уменьшается на час.

1614 г.Почти две тысячи лет назад по дороге из Иерусалима в Дамаск произошло событие, изменившее мировую историю. Молодой образованный еврей по имени Савл, поддержанный иудейскими старейшинами, спешил расправиться с новой сектой. Внезапно с неба раздался голос, Савл ослеп, а его спутники разбежались. Произошло чудо: бывший гонитель превратился в ревностного христианина и стал широко известен под именем Павел...

Апостол Павел своей деятельностью опровергает два самых распространенных стереотипа, связанных с христианством. Еще иудеи и римляне полагали, что поверить в Христа могут лишь рабы и неумные люди. Павел не был ни тем, ни другим: римский гражданин, превосходный знаток греческого языка, тонкий богослов и талантливый писатель. Его послания составляют почти треть книг Нового Завета и были написаны раньше канонических Евангелий. Именно он стал первым проповедником христианства как мировой религии. Апостол Павел смог сформулировать идеи раннего христианства на очень высоком уровне, его послания не уступают лучшим образцам античной риторики. Он свободно сочетал юридические и морские термины с сочной образностью и способностью открывать свое сердце. Церковь и мировая культура без этого человека не получили бы многих фундаментальных понятий, которые он либо ввел сам, либо христианизировал античное наследие. Павел был настоящим отцом богословия, который открыл дорогу в Церковь образованным интеллигентам. При этом его послания не были плодом кабинетных размышлений. В своих миссионерских путешествиях он объездил весь тогдашний мир, основывая почти в каждом крупном городе христианскую общину.

Другим неутомимым проповедником христианства был апостол Петр. В наши дни многие спорят, нужна ли Церкви интеллигенция, противопоставляя веру ученых и «веру угольщика», но христианству в самый момент его рождения удалось избежать этого конфликта. Церковь наряду с интеллектуалом Павлом почитает первоверховным и апостола Петра, который был простым рыбаком. Вместе со своим братом Андреем он последовал за Христом, первым исповедовал его Мессией, обещал быть ему верным до смерти, отрекся от Учителя, но нашел в себе силы покаяться и стать одним из самых авторитетных апостолов в христианском мире. На идее примата (лидерства) апостола Петра было основано все римское учение о первенстве папы как Петрова преемника. Рим, основываясь на словах Христа к апостолу Петру «Паси овцы мои», пытался доказать всему христианскому миру, что слово папы имеет решающее значение во всех вопросах. С этим не согласилась Византия, а затем и Русь.

На Руси к апостолу Петру всегда было особое отношение. В народных сказках он спутник Христа, вместе они обходят Русскую землю, посещая и богатых, и бедных. Христос творит чудеса, а Петру достается роль ученика, который не может с помощью здравого смысла объяснить поступки Учителя и задает вопросы о судьбах людей. В этих историях апостол Петр — воплощение обывательской справедливости, он желает, чтобы всем воздавалось по заслугам еще в земной жизни, он порывист и быстр, а Христос мудр и простым языком объясняет Петру основы христианского учения.

Для наших предков апостол Петр был дорог своей человечностью и мужеством – его горячее сердце помогло ему, согрешив, покаяться, и эта способность сделала его едва ли не самым земным апостолом. Интеллектуал же Павел остался апостолом ученых, но Церковь никогда не противопоставляла подвиг этих двух святых, в равной мере признавая важность служения рыбака и богослова в Церкви.

День памяти Петра и Павла — свидетельство универсальности Церкви, которая может сделать рыбаков богословами, превратить гонителя в пламенного проповедника и соединить всех людей в единой культуре. При этом подвиг одного был бы немыслим без служения другого. Именно апостол Петр своим авторитетом защитил бывшего гонителя, приняв его в христианскую общину. В свою очередь, апостол Павел (чье имя переводится как «малый») называл себя «меньшим из апостолов» и никогда не оспаривал роль Петра или других апостолов, призванных к служению Самим Христом, в жизни Церкви.

История почитания Петра и Павла — свидетельство того, что Церковь не делит своих прихожан на профессоров и рабочих, но призывает всех к единству и взаимной любви.

 

.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть