Это мы не проходили

01.09.2012

Татьяна УЛАНОВА

«Основы религиозных культур и светской этики» уже опробованы в нескольких регионах страны. Написаны и изданы учебники. Ученикам бояться нечего — домашних заданий не будет. Отметок — тоже.

Волнуются родители — а ну как заставят детей зубрить «Закон Божий». Но больше всех беспокоятся педагоги. 63,8% учителей, по данным сайта Министерства образования и науки РФ, повысили свою квалификацию и готовы рассказывать об исламе, иудаизме, буддизме, православии, светской этике. Теоретически. На деле все гораздо сложнее.

Интернет переполнен критическими мнениями преподавателей, родителей, авторов школьных пособий. О перекосах в изложении того или иного вопроса. О формальном «повышении квалификации» (все равно непонятно, как православный учитель сможет достойно рассказывать об исламе или буддизме). О том, что разделение на группы — это априори насаждение вражды между детьми, и так в массе своей лишенными толерантности.

Высказывается недовольство тем, что школа призвала мам и пап «добровольно» выбрать не блок одной конкретной религии, а так называемый общий — про все конфессии по чуть-чуть. И еще немного — про светскую этику. Так всем будет лучше! — уверяли сначала чиновники педагогов, затем педагоги — родителей. Потому что если в рамках одной школы из 120 человек, к примеру, 100 человек выберут «Основы мировых религиозных культур», а оставшиеся захотят изучать православие, ислам, буддизм, иудаизм и светскую этику, руководству школы будет сложно организовать в равной степени адекватное преподавание всех блоков. Однако о каком свободном волеизъявлении здесь может идти речь, тоже совершенно понятно. Это мы уже проходили. И не один раз.

— В нашей школе большинство четвероклассников выбрали «Основы религиозных культур и светской этики», — рассказывает замдиректора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1599 Марина КАПЛУНОВА. — Весной мы проводили собрание родителей, объясняли, что это за предмет, как он будет преподаваться. Во избежание внутрисемейных разногласий мама и папа каждого ребенка подписали заявление о том, что не возражают против изучения их чадом этого курса. Ни о каком насаждении религии речи быть не может. Мы говорим о разнообразии мировых культур. О толерантности. О том, чтобы ребенок адекватно воспринимал человека другой веры, совершающего обряд. Предполагается, что каждая школа разработает проекты, основой которых станут рассказы школьников о культуре их семей.

культура: Но почему российская школа так долго шла к введению ОРКСЭ?

Каплунова: Многие темы ОРКСЭ дети изучали по другим предметам — по всеобщей истории, по мировой художественной культуре (МХК), по обществознанию. Даже по ИЗО. Мы говорили и о религии в искусстве (кино, литературе, живописи), разбирали отрывки из Библии… Эти темы там и остались. Только теперь их объединили еще и в курсе ОРКСЭ, добавив детям лишний час нагрузки. Есть опасность, что «Основы религиозных культур…» будут сведены к МХК. А ведь более важна в этом курсе именно вторая часть — этика общения. При всей внешней непохожести, и ислам, и буддизм, и православие, и иудаизм проповедуют одни ценности. Наша задача — показать, что все религии призывают к одному — быть достойным гражданином и хорошим человеком; познакомить с разными культурами и оставить ребенку на будущее возможность собственного выбора. ОРКСЭ станут преподавать в течение года. Только в четвертом классе. Один раз в неделю.

культура: С какими проблемами уже столкнулись учителя при введении «Основ»?

Каплунова: За неделю до 1 сентября это было отсутствие учебников. Выпустили много, а развезти по школам не успели. Курс новый — хотелось бы подготовиться к нему по рекомендованным пособиям. Впрочем, это скорее нюанс. Проблема — когда в одной школе из 60 человек, к примеру, семь изъявили желание изучать ислам, двое — иудаизм… В нашем ЮВАО такие школы, точно знаю, есть. И как там будет организован учебный процесс, представить сложно — среди учителей специалистов в этих областях нет. Курс введен. А «выплывать» каждая школа должна самостоятельно. Через год посмотрим, что получилось.

34 часа нравственности: маловато будет

Евгения ТКАЧЕНКО, учитель русского языка и литературы, преподаватель курса «Основы религиозных культур и светской этики», школа № 34, Томск:

У меня нет никаких сомнений в том, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» необходим. Отсутствие какой-либо государственной идеологии негативно сказывается на обществе. По моему наблюдению, дети 90-х годов лишены нравственных ориентиров. С развалом Союза отовсюду слышна критика предшествующей эпохи, но если вспомнить, даже пионерская дружина и комсомольская организация воспитывали детей на основе христианского принципа «возлюби ближнего». Сейчас же общество находится в идеологическом вакууме, который заполняется всем, чем угодно. Я сама — православная христианка, поэтому считаю, что основы нравственности необходимо черпать из традиций, из нашей богатейшей культуры, иначе нам грозит вырождение.

В нашей школе этот курс мы будем преподавать вот уже четвертый год. Когда мы только начинали, четыре года назад, слово «религия» пугало и отталкивало многих родителей. Тогда на православный модуль из всех трех классов, состоящих из 75 человек, записались только семь учеников. Остальные изучали основы светской этики. На следующий год православный класс был по-прежнему немногочисленным, но гораздо более популярным стал урок «Основы мировых религиозных культур». Третий поток учеников уже разделился на три равные группы, к тому же появились три ученика, изучающих ислам. Могу сказать, что родители теперь не так настороженно относятся к предмету. У нас каждый урок — открытый. Родители могут прийти на занятие совершенно свободно.

Курс «Основы этики» учит тому, что все религии основаны на схожих принципах. Из модуля в модуль прослеживаются одни и те же темы, понятия добра и зла везде одинаковы. На этих уроках мы приходим к выводу, что к какой бы конфессии мы ни принадлежали, мы руководствуемся одним и тем же моральным законом. Этот курс отличается от уроков «Мировой художественной культуры», хотя имеет с ним очень много общего. Например, мы так же рассказываем об иконописи, водим детей на экскурсии в церковь и мечеть. Но если на МХК дети изучают конкретные факты, произведения, должны овладеть определенным объемом знаний, то на этике мы преследуем единственную цель — пробудить какую-то струну души. Здесь не ставят оценок и не задают уроков на дом. Этот курс — 34 часа добра и нравственности. Хотя я считаю, что этого слишком мало.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть