Дорога к небу

Протоиерей Николай АГАФОНОВ

18.05.2012

Если смотреть от Сионских ворот старого Иерусалима на юг, можно увидеть Елеонскую гору. Это, собственно, не гора, а просто холм, но зато самый высокий из всех, окружающих древний город.

На этой горе стоит самая высокая в Иерусалиме колокольня, ее здесь называют «Русская свеча». Елеонской — или Масличной, покрытой оливами, — горе в Евангельском повествовании уделяется особое внимание. На ней Господь молился ночами. Здесь, напротив Иерусалимского храма, Он беседовал с учениками о конце мира. А главное, Христос с этой горы вознесся на небо. Сорок дней после своего воскресения Иисус Христос ходил по земле, неоднократно являясь свои ученикам и апостолам. Этими явлениями он свидетельствовал о величайшем чуде человеческой истории — воскресения из мертвых. На сороковой день после Пасхи Христос собрал учеников, повел их на гору Елеонскую и беседовал с апостолами о Царстве Божием. Это была прощальная беседа. Апостолы печалились, им не хотелось расставаться со своим Учителем. Но Христос успокаивал их, говоря, что иного Утешителя пошлет им. Для этого «Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым… сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 4-5, 9-11).

Вознесение — это не полет в космическое пространство, а таинственный переход из видимого, материального мира в мир невидимый, духовный, который в Священном Писании называется небом. В отличие от тверди небесной, под которой подразумевается наше видимое небо — космос. Христос, вознесшись на небо, сел одесную Бога Отца, а значит, вознес человеческое естество в недра Самой Пресвятой Троицы. Если бы Христос после своего воскресения остался в Палестине, то был бы Богом и Учителем лишь небольшой общины апостолов. А вознесшись, Он стал Богом для всех людей, всем одинаково близким и доступным, потому что небо — одно.

Прошло три столетия со дня этого славного события, и на месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола, чтобы молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения. Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня. И все же, несмотря на простоту, которая царит на месте Вознесения Господня, а может быть, благодаря ей паломник, прикладываясь к следу стопы Христовой, может почувствовать, что две тысячи лет назад именно отсюда была открыта дорога в небо.