Одним из самых знаменитых и любимых на Руси и во всем мире святых воинов является великомученик Георгий, отдавший свою жизнь за Христа в конце III века при императоре Диоклетиане. По преданию, он вырос в христианской семье и был офицером охраны императора. После многочисленных пыток с требованиями отречься от Христа ему отрубили голову. Самая известная история об этом святом — победа над огромным драконом представляет собой житийное описание одного из посмертных чудес. Святой Георгий, чья память отмечается 6 мая, был одним из излюбленных персонажей на Руси: его профиль чеканили на монетах, высшей наградой русской армии стал Георгиевский крест. Именно Георгий является покровителем Москвы.
На Руси первое массовое поминовение погибших в бою, по преданию, установил Дмитрий Донской — в честь погибших на Куликовом поле (Дмитровская Родительская суббота). Эта традиция продолжает развиваться и в наши дни: 9 мая Церковь поминает воинов, погибших в Великую Отечественную, когда простые верующие и церковные иерархи отдавали последнее для помощи бойцам, защищавшим нашу Родину от фашизма. Известно, что на деньги верующих были построены танки и самолеты, многие священники помогали партизанам, а будущий патриарх Алексий I в 1942 году обратился с воззванием к жителям оккупированных территорий. Эти листовки были сброшены в тыл врага, и фашисты расстреливали людей, у которых находили текст митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).
В День Победы Церковь вспоминает как об известных воинах, так и о тех, от кого не осталось «ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей» и чья могила до сих пор находится в «безымянном болоте». Церковь просит Бога помянуть людей, чьи имена не известны никому, кроме Него Самого, в том числе неправославных христиан. Воинский подвиг сам по себе священен, и не в наших традициях делить погибших по национальному или религиозному признаку. Напротив, святитель Филарет (Дроздов), известный многим по стихотворной переписке с Пушкиным и как создатель русского перевода Библии, говорил о том, что неверующих родственников в виде исключения можно поминать в церкви, только не стоит делать это во всеуслышание.