Дни поминовения

Андрей ЗАЙЦЕВ

27.04.2012

24 апреля православные христиане отметили один из самых известных и светлых церковных праздников, о котором написал прекрасные строки Сергей Есенин: «Чую радуницу Божью — не напрасно я живу».

Радоница — это уникальный день встречи живых и мертвых для обмена пасхальной радостью во вторник второй недели после Пасхи. Своими корнями она уходит в обычай весеннего поминовения предков. Но только приняв христианство, Древняя Русь смогла очень точно сформулировать свое отношение к предкам, как к тем, кто «шел впереди нас». Для христианина смерть является неизбежным, а иногда и радостным переходом в иной мир, а кладбище превращается не в место, где складируются трупы, но в то место, где ждут Воскресения. Именно поэтому на Руси люди относились к покойникам очень тепло. В допетровское время существовали Божьи дома (божедомки), где собирали для погребения тела неопознанных умерших. В определенные дни года верующие с духовенством приходили в эти здания и вскладчину отпевали и хоронили покойников, устраивая поминовение и общую трапезу. Для наших соотечественников забота о мертвых всегда была заботой и о себе.

Ухаживая за могилой предка, человек надеется, что и его будущее место упокоения не останется неизвестным. Особенно это было важно при поминовении воинов.

Одним из самых знаменитых и любимых на Руси и во всем мире святых воинов является великомученик Георгий, отдавший свою жизнь за Христа в конце III века при императоре Диоклетиане. По преданию, он вырос в христианской семье и был офицером охраны императора. После многочисленных пыток с требованиями отречься от Христа ему отрубили голову. Самая известная история об этом святом — победа над огромным драконом представляет собой житийное описание одного из посмертных чудес. Святой Георгий, чья память отмечается 6 мая, был одним из излюбленных персонажей на Руси: его профиль чеканили на монетах, высшей наградой русской армии стал Георгиевский крест. Именно Георгий является покровителем Москвы.

На Руси первое массовое поминовение погибших в бою, по преданию, установил Дмитрий Донской — в честь погибших на Куликовом поле (Дмитровская Родительская суббота). Эта традиция продолжает развиваться и в наши дни: 9 мая Церковь поминает воинов, погибших в Великую Отечественную, когда простые верующие и церковные иерархи отдавали последнее для помощи бойцам, защищавшим нашу Родину от фашизма. Известно, что на деньги верующих были построены танки и самолеты, многие священники помогали партизанам, а будущий патриарх Алексий I в 1942 году обратился с воззванием к жителям оккупированных территорий. Эти листовки были сброшены в тыл врага, и фашисты расстреливали людей, у которых находили текст митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

В День Победы Церковь вспоминает как об известных воинах, так и о тех, от кого не осталось «ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей» и чья могила до сих пор находится в «безымянном болоте». Церковь просит Бога помянуть людей, чьи имена не известны никому, кроме Него Самого, в том числе неправославных христиан. Воинский подвиг сам по себе священен, и не в наших традициях делить погибших по национальному или религиозному признаку. Напротив, святитель Филарет (Дроздов), известный многим по стихотворной переписке с Пушкиным и как создатель русского перевода Библии, говорил о том, что неверующих родственников в виде исключения можно поминать в церкви, только не стоит делать это во всеуслышание.

Особые заупокойные прошения в день Победы над фашистской Германией

Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному.

***

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.