Что в образе тебе Моем?

28.10.2012

Григорий ПРУТЦКОВ

В череде почитаний образов Пресвятой Богородицы многие месяцы особенно богаты. Так, в октябре только за одну неделю Русская православная церковь отмечает праздники нескольких известных икон Божией Матери: 22 октября — Корсунской, 25-го — Иерусалимской, Ярославско-Смоленской, Рудненской и Калужской, 26-го — Иверской и Седмиезерной, 27-го — Яхромской, а 28-го — «Спорительницы хлебов».

Пресвятую Богородицу не зря называют покровительницей России, а Россию — Ее домом. Кажется, ни одна неделя церковного календаря не обходится без дней празднования той или иной иконы Божией Матери.

Не будем углубляться в историю создания и традиций почитания этих икон, отмечу лишь факт церковного предания: первым иконописцем был апостол и евангелист Лука. Именно он согласно православной и католической традиции стал автором Владимирской, Ченстоховской, Киккской икон Пресвятой Девы. Причем писал он их, что называется, с натуры, в годы земной жизни Богородицы.

Когда началось почитание образов Приснодевы Марии, однозначно сказать трудно. Вплоть до VIII века, когда Седьмой Вселенский собор выступил против иконоборцев и богословски обосновал почитание икон, их использование при богослужении и домашней молитве не было повсеместным и обязательным. Но в то же время при раскопках погибших в 79 году Помпей археологи обнаружили стенные росписи на библейские сюжеты. Значит, почитание икон существовало уже в I веке, когда еще были живы люди, видевшие и помнившие Христа в дни Его земного служения.

Для верующего человека очевидно, что, молясь перед иконой, он никак не нарушает заповедь Моисея «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Мы молимся вовсе не доске, на которой написана икона, и не краскам, сумма которых составляет иконописный лик. Протодиакон Андрей Кураев приводит очень образный житейский пример: «Муж, находясь долгое время вдали от дома, достает фотокарточку жены и целует ее. Имеет ли право жена подозревать его в нечистой страсти к фотобумаге и в измене?»

Однако языческий взгляд на образы Богородицы существует. Едва ли не в каждом книжном магазине можно купить сегодня книги, в которых маги, парапсихологи, космоэнергетики и прочие гадалки связывают самые известные иконы Пресвятой Девы со знаками зодиака, рекомендуют «советоваться» с образами, отливая воск с поставленной перед иконой свечи.

Абсурдность этого очевидна каждому верующему человеку. И ведь никто не объясняет причинно-следственные связи между той или иной иконой Божией Матери и знаками зодиака — так можно произвольно связать между собой абсолютно любые вещи. Например, рассмотрев таблицу соответствия богородичных икон зодиаку, сделать вывод, что «своей иконой» Ленина была Взыскание погибших, а Сталина — Семистрельная. Чтобы подобный нелепый подход не возобладал, мы должны видеть за иконописным ликом Матерь Божию, Небесную Царицу, и обращаться за молитвенной помощью к Ней, а не к сомнительным гадалкам и восковым изображениям.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть