Андрей Прошкин: «В Суханове нет елея»

03.02.2012

Светлана ХОХРЯКОВА

Кинорежиссер Андрей Прошкин закончил работу над своим новым фильмом «Орда», более известным под рабочим названием «Святитель Алексий». На экраны картина выйдет осенью.

культура: Андрей, в чем причина того, что на завершающем этапе работы фильм получил новое имя?

Прошкин: Рабочее название «Святитель Алексий» было скорее обозначением темы. В итоге фильм называется «Орда», что наилучшим образом совпадает со смыслом картины, поскольку мы снимали не байопик — не фильм-биографию.

культура: Почему Вы взялись за эту работу? Только ли профессиональный интерес определил выбор?

Прошкин: Инициатива исходила от студии «Православная энциклопедия», и поначалу я встречался с ее продюсерами в абсолютной уверенности, что ничего не выйдет — ведь я не религиозный художник. Но мне понравилось, как пошел наш разговор. Когда я дал понять, что сам — ни за белых, ни за красных и что елейные вещи делать не умею, поскольку это вообще не функция кино, со мной согласились. К тому моменту уже был готов не очень удачный и абсолютно неподъемный сценарий, но мне удалось этой идеей увлечь Юрия Арабова, который взялся за работу и в итоге создал совершенно новый материал.

Конечно, «Орда» в корне отличается от того, что я делал раньше. Однако о вещах, затронутых в картине, мне неоднократно приходилось задумываться и до начала работы над фильмом.

культура: Да, материал сложнейший. Интересно, как Вы с коллегами по съемочному процессу изучали этот исторический пласт?

Прошкин: Очень много читали. Действие картины в основном происходит в Золотой Орде, и именно ее историю мы изучали в первую очередь. «Православная энциклопедия» — не только киностудия, но, прежде всего, научная организация, с которой сотрудничает колоссальное количество ученых — историков и богословов. В качестве консультанта нам предоставили хорошего специалиста. Но поскольку сохранившиеся сведения о том времени обрывочны, кое-что пришлось додумывать и самим.

культура: И что нового Вы открыли для себя в процессе изучения темы?

Прошкин: Увы, у всех нас знания были на уровне школы или университета. Они не то что минимальны — ничтожны. Обычно мы воспринимаем Орду как некий военно-политический фактор, повлиявший на развитие Руси, ордынское же общество практически не знаем. И именно поэтому самыми полезными для нас оказались воспоминания путешественников, которые там бывали. Я читал даже дипломатическую переписку Орды, в которой обнаружил несколько интереснейших вещей, глубинно перекликающихся с сегодняшней ситуацией, с психологией нашего общества. Нам с Юрием Арабовым это показалось крайне интересным. Ведь что бы ты ни снимал, невольно транслируешь это на себя и на сегодняшний день.

«Орда» — не историческая картина в прямом смысле этого слова. Мы не пытались дотошно реконструировать то, что происходило когда-то. Доля фантазии в создании изображенного мира довольно высока. Так, события фильма происходят в 1357 году, но мы намеренно не заостряем на этом внимания, поскольку попытались выйти на территорию мифа, что естественно для картины, сюжет которой взят из Жития святого.

культура: А не кажется ли Вам, что Святитель Алексий не так популярен в народе, как другие святые?

Прошкин: Не соглашусь. Быть может, он не самый популярный, но очень почитаемый. Как-то я был на службе Святителю в московском Богоявленском кафедральном соборе, где покоятся его мощи, — так храм был переполнен! Да и историю исцеления митрополитом Алексием матери хана Джанибека Тайдулы люди знают неплохо.

культура: Интересно, она как-то повлияла на взаимоотношения с Ордой?

Прошкин: В нашей версии — повлияла. В том смысле, что не стало хуже — ордынцы не нападали на Русскую церковь, а митрополиту Алексию вручили охранную грамоту. Впрочем, еще со времен монгольского завоевания установилась система взаимоотношений, при которой разорение церквей строжайше каралось. И в этом опыт Орды по-своему уникален.

культура: А почему Вы все-таки выбрали на главную роль Максима Суханова?

Прошкин: Считаю, что это была удачная кандидатура. Ведь чего в Максиме точно нет — так это елея. А это очень важно в изображении столь масштабного человека, как Святитель Алексий.

культура: Выстроенный съемочной группой в Астраханской области город, говорят, стал музеем?

Прошкин: Да, его передали местным властям. Теперь туда ездят люди, которым ни слова не говорят, что за фильм снимался, кто был его художник, а это потрясающий профессионал Сергей Февралев. Оператор Вадим Юсов рассказывал мне, что на съемках «Андрея Рублева» у Тарковского существовали проблемы сочетания построенных вещей и реально существующих. Последние казались на пленке декорацией. И поэтому мы заново построили абсолютно все, в том числе возвели во Владимирской области фрагмент Москвы.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть