Что было бы, если бы князь Владимир выбрал…

26.07.2013


…ислам


Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России:

—?Если бы Русь в конце X века приняла ислам, это бы радикально изменило лицо мира. В то время это была сильная молодая страна с огромными возможностями и неопределенными перспективами, подпиравшая с запада огромную угро-финскую и тюркскую Terra Incognita, простиравшуюся на восток.

На западе и юго-западе от Руси в то время располагались две огромные христианские империи — Священная Римская империя германской нации и Восточно-Римская империя, сегодня более известная как Византия. Разумеется, если бы Русь приняла ислам, то она сразу же пришла в противостояние с этими империями. Но к югу от Руси также существовал Багдадский халифат, который в 988 году был на пике своего расцвета.

И если теоретически допустить, что принявшие ислам Рюриковичи установили союзнические связи с халифатом, то первым направлением их совместной экспансии стала бы Византия. И тогда падение Константинополя произошло примерно на 400 лет раньше и сразу бы началась исламизация Балкан. Таким образом, Исламская Русь ступила бы своей ногой на земли Европы при поддержке Багдадского халифата с востока и Кордовского халифата с запада.

К северо-востоку от Священной Римской империи германской нации на тот момент жили языческие племена — пруссы, жмудь, ливы и так далее, исламизация которых также прошла бы достаточно быстро. И тогда уже к 1100 году значительная часть Европы была бы исламизирована, и ей бы противостояли только Франция и Священная Римская империя, за спиной которых находился «второй фронт» Кордовского халифата. Наверняка сопротивление этих христианских государств было бы быстро сломлено уже в XII веке, а это означало, что не возникло бы никаких крестовых походов. Соответственно, к моменту своего прихода с востока монголы встретили бы мощную исламскую Европу. И скорее всего, были бы остановлены и разбиты еще на Волге.

В этом случае общий уровень греко-арабской цивилизации, который был в Багдаде и Кордове, распространился бы на всю Европу. Это исключило бы эпоху Возрождения, поскольку греческая научная мысль уже распространилась бы на всю Европу за исключением ее античного языческого пафоса. И тогда исламская Европа уже в XIII–XIV веках стала бы высокотехнологической и интеллектуальной цивилизацией без коллизий капитализма, основанного на спекулятивном кредите и эксплуатации низших классов.


…иудаизм

Раввин Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений:

—?Для начала я бы хотел поздравить всех православных с праздником 1025?летия Крещения Руси. Да сохранит вас Господь Бог! Разумеется, для нашей страны — это одна из главных вех ее истории, объединяющая Россию с Украиной и Белоруссией. И что очень важно для всех нас — это праздник победы единобожия над языческими верованиями.

Одними из первых поселенцев на берегах Днепра были евреи. И еще до зарождения древнерусской государственности они смогли обратить в иудаизм ханов Хазарского каганата. Напомню, что это было мощное и в торговом, и в военно-политическом отношениях государство. При этом Хазария была довольно веротерпимой страной, более того, под влиянием Библии хазары прекратили торговлю рабами. В итоге Хазарский каганат потерпел поражение от молодой Руси при князе Святославе, но в тот момент, когда его сын князь Владимир отправил послов в том числе и к евреям, они отлично помнили, что некогда смогли обратить в иудаизм огромную державу.

Могла ли в конце X века Русь, подобно Хазарскому каганату, стать иудейской? Думаю, да, ведь единобожие в наилучшей степени соответствовало идее единого государства. Но широкий характер славян, простор их земель все-таки требовал принятия не такой «семейной» религии, как иудаизм, но религии полиэтнической, вселенской. А потому, как известно, князь Владимир не принял иудаизм, в том числе и потому, что евреи потеряли свою родину, оказавшись в изгнании. Однако в итоге он принял единобожие в виде православного христианства. А это, как мне кажется, самое главное, еще и потому, что утверждало новую, библейскую, мораль в древнерусском обществе, укрепив его основы.


…католицизм

Священник Алексей ЯНДУШЕВ?РУМЯНЦЕВ, префект по научной и учебной работе Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии:

—?Говоря о крещении народов и стран, невольно замечаешь, что этот процесс уже в самом своем начале приобретает своеобразные черты, которые объединяют в себе две основополагающие вещи: обращение Вселенской церкви («Вселенская» у католиков равнозначно понятию «Католическая» — ред.) к народу и обращение отдельного народа со всем его культурно-историческим наследием через Церковь ко Христу.

Обращение Руси ко Христу вобрало в себя все эти черты, только с небольшим, но очень важным отличием: в отличие от многих других народов и стран, Русь выбирала не только Христа, но и культуру. И выбор был сделан в пользу Востока, со всеми близкими русским особенностями повседневной жизни этой части света.

Но могло случиться и по-другому: выбор мог быть сделан в пользу Запада. Размышляя о том, какой выбор мог быть сделан и к чему бы это привело, я думаю, следует сразу исключить такой оценочный критерий как «лучше» и «хуже». Во всем этом процессе важно именно обращение ко Христу, а остальное становится сопутствующим. Главное, чтобы это второстепенное не занимало не подобающего ему первого места, как это нередко случается у нас в России, когда национальные традиции и необоснованно переоцененные псевдорелигиозные привычки определенной группы затмевают самого Христа.

Что было бы, если бы Русь приняла христианство от Запада? Я полагаю, что это послужило бы в первую очередь для самой Руси гарантией ее единства со Вселенской церковью. «Да будут все едино!» — это не пожелание правителей отдельных народов, а воля Самого Христа, Царя Царей. Стремиться к ее исполнению — долг каждого христианина.

Нынешнее разделение между Русской церковью и Вселенской — одно из последствий принятия Русью христианства не от Рима, а от Византии. Единая церковь вчера, сегодня и завтра — это единая паства с поместными архипастырями под единой властью епископа Рима, папы, согласно воле Христа.

Можно ли «раскреститься»?

Многими людьми крещение сегодня воспринимается не как таинство, через которое человек становится членом Церкви, но лишь как некий магический обряд, позволяющий избавиться от разных болезней. А потому встречаются случаи повторных крестин, хотя в православном «Символе веры» ясно сказано «исповедую едино крещение». Широко распространено и другое суеверие: по чинопоследованию таинства после пострижения головы крещаемого священник должен завернуть волосы в воск от свечи и бросить в купель. Многие считают, что если этот воск утонет, то человека ждут серьезные неприятности и болезни. И хотя священники постоянно разъясняют абсурдность этого поверия, оно остается весьма распространенным.

Ну и совсем безумным Церковь считает так называемый «обряд раскрещивания» («снятия крещения»), практикуемый неоязычниками и сатанистами. С христианской точки зрения, тот, кто принял крещение, навсегда остается крещеным, в какую бы религию человек потом ни обратился, и даже в том случае, если он вовсе утратит веру.

Священноначалие Русской православной церкви настоятельно рекомендует священникам проводить перед крещением «огласительные беседы», рассказывая людям о том, что же на самом деле означает это таинство.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть