Три сестры и один подвиг

Константин МАЦАН

03.06.2013

Упрек христианству в том, что в этой религии женщину якобы уничижают и лишают прав, разбивается о самый обыкновенный церковный календарь, когда рядом друг с другом оказываются дни памяти трех великих христианских святых: равноапостольной царицы Елены (3 июня), преподобной Евфросинии Полоцкой (5 июня) и блаженной Ксении Петербургской (6 июня). Судьбы и жития этих трех женщин — разные, но почитают их — одинаково. Так что, какое уж тут уничижение...

Равноапостольная царица Елена — мать императора Константина, того самого, кто в 313 году издал Миланский эдикт, после чего христианство перестало быть в Римской империи запрещенной религией. Ее имя связано в первую очередь с обретением Животворящего Креста Господня (в честь этого события сегодня существует праздник Воздвижения Креста). По поручению сына, святая Елена отправилась в Иерусалим и организовала раскопки на Голгофе. Так и обнаружили Крест и гвозди, которыми был распят Спаситель. По преданию, пролежавший триста лет в земле деревянный Крест не начал гнить, а гвозди не заржавели.

Преподобная Евфросиния Полоцкая жила в XII веке. Она, дочь витебского князя, тоже была из знатных. Но вместо выгодного замужества ушла в монастырь — ей было всего двенадцать лет. Позже, повзрослев, основала Полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь, ставший известнейшим в окрестных землях. История ее кончины удивительным образом связана со святой равноапостольной Еленой. На склоне лет преподобная Евфросиния пожелала отправиться в Иерусалим — поклониться Животворящему Кресту. Совершив это, она приняла мирную кончину в русском монастыре Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Когда в 1187 году русские монахи покидали Иерусалим, спасаясь от турецких захватчиков, они увезли с собой и святые мощи преподобной Евфросинии. Новым домом для них стала Киево-Печерская лавра. А позже — в 1910 году — они были с почестями перенесены в Полоцк, в основанный святой Евфросинией монастырь. Так она объединила собой три братских народа Святой Руси — русский, белорусский и украинский. И не случайно сегодня преподобную Евфросинию Полоцкую называют «матушкой русской земли».

Блаженная Ксения Петербургская — совсем иная история. Она жила в XVIII веке, по любви вышла замуж. Но супруг скоропостижно скончался. Для Ксении это стало таким ударом, что она приняла решение радикально изменить свою жизнь: имущество раздала бедным, дом подарила подруге, а сама стала юродивой — Христа ради сумасшедшей. Жила на улице, питалась от раза к разу чем Бог пошлет. Долгое время жители Петербурга не могли понять, где эта ставшая уже довольно известной юродивая проводит ночи. Заинтересовалась даже полиция. Оказалось, что каждую ночь блаженная Ксения уходила в поле и, какой бы ни была погода, молилась до рассвета. Она стала настоящей юродивой — в смысле, не просто городской сумасшедшей, не просто нищенкой, не просто «юродствующей», но — человеком святой жизни, каждый шаг и каждый вздох которого был посвящен Богу. Это было не просто сумасшествие, но сумасшествие ради Христа, подвиг самоотречения. И такой подвижник нередко обретает от Бога особые дары. В случае блаженной Ксении Петербургской — дар прозорливости. Она стала подлинно народной святой. Даже в годы самых лютых большевистских гонений ее могила в Санкт-Петербурге была центром притяжения верующих, которые в своей собственной жизни ощущали реальную помощь святой Ксении.

Мужчина и женщина, вне всякого сомнения, совершенно равны перед Христом, и все же святость имеет пол. Женская святость неотделима от чувства материнской любви. Мы вряд ли найдем много примеров святых женщин-воинов или женщин-правителей. Пример святой царицы Елены — исключение, подтверждающее правило. Но подвиг всех трех святых, чья память приходится на первые числа июня, — это подвиг заботы об окружающих, опеки над слабыми и незащищенными. Поиски святой Еленой Животворящего Креста — забота о христианах, которым не просто было следовать истинной вере в языческой Римской империи, требовалась поддержка. Монастырь, основанный Евфросинией Полоцкой, как и любой монастырь, открывал двери всем, кто нуждался в помощи: согревал путников и кормил бедных. Святая Ксения Петербургская, отказавшись от себя, всецело посвятила себя другим: ведь, с христианской точки зрения, самое действенное, чем человек может поделиться с соседом, — это молитва.