Вера в «неприглядного» Бога

Константин МАЦАН

28.04.2013

«…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», — так говорил апостол Павел. «Тщетна» — значит бессмысленна.

Если бы не было факта воскресения Христа, не было бы и христианства. Христос оказался бы просто очередным бродячим проповедником, принявшим за учение любви смерть от жестокосердных людей. Но проповедник Иисус воскрес. И доказал тем самым, что Он — Бог, ведь только Богу под силу отменить смерть.

А раз так, то и все Его слова — это не точка зрения, а Истина. Здесь начинается вера. В том смысле, что ничего не докажешь тому, кто не верит в воскресшего Христа. Для скептика Он — историческая фигура, которую люди впоследствии мифологизировали. То есть, попросту придумали себе Бога. Но человек, способный честно посмотреть на последнюю неделю земной жизни Иисуса Христа, Страстную седмицу, обнаружит страшный аргумент — вполне логичный, рациональный, человеческий — в пользу того, что все написанное в Евангелии — правда.

Начнем с воскресенья, предшествующего Пасхе. Иисус въезжает на молодом ослике в Иерусалим. Это событие стало церковным праздником. У нас его называют Вербным воскресеньем. Жители города встречали Христа с пальмовыми ветвями (в русской традиции их заменили вербами) — как своего Царя, с почетом и восхвалениями. От Него ждали вполне определенных действий — устроить рай на земле: стать политическим вождем, объединить вокруг себя иудейский народ, прогнать римских захватчиков, сделать Израиль великим и независимым — словом, выполнить то, что и полагается Мессии в представлении иудея. Христос же изгоняет торговцев из Иерусалимского храма. Иудеи, возможно, ждут, что именно здесь, в храме — в сердце израильской общины — Он начнет свою борьбу за будущее величие Израиля. Но вместо этого Спаситель обличает тех, кто в этом храме «прописался». Последнюю неделю своей земной жизни, как видим, Христос занимается чем угодно, но только не устроением рая на земле. Намного больше Он говорит о рае на небе.

Понедельник. Свою силу Иисус демонстрирует не тем, что насылает Божью кару на римских солдат, но обращая ее на никому не мешавшее растение — смоковницу, которая, правда, была бесплодной. Такая же участь ждет после смерти и каждую человеческую душу, не принесшую при жизни доброго духовного плода, — как бы говорит Христос.

Вторник. Спаситель снова не борется с властями на благо израильского общества, но много проповедует, и в одной из проповедей обличает элиту этого самого общества — фарисеев, партию особо благочестивых ревнителей ветхозаветного закона.

Среда. Что-то совсем уж непонятное. Ко Христу приходит грешница, помазывает Его ноги миром (специальным ароматным маслом) и отирает своими волосами. Миром в то время помазывали умерших. По словам Спасителя, эта женщина готовит Его к погребению. Как же так — неужели Мессия собирается умирать, не исполнив своей миссии?! Иуда Искариот решается на предательство.

Четверг. Христос на Тайной Вечере — последней своей земной трапезе — устанавливает Таинство Причастия хлебом и вином. Говорит о том, что один из ближайших учеников предаст Его.

Пятница. Христа арестовывают, быстро рассматривают дело на высшем иудейском церковном суде — Синедрионе, ведут к царю Ироду, от него — к представителю римской власти прокуратору Понтию Пилату. Пилат не находит в Христе вины — оно и понятно, к свержению римской власти Господь не призывал. Прокуратор хочет отпустить Христа, но озверевшая толпа, еще неделю назад с ликованием встречавшая Его у ворот Иерусалима, теперь требует казнить «несостоявшегося» Мессию: «Распни Его!» Спасителя приговаривают к позорной и мучительной смерти. Перед исполнением приговора римские солдаты жестоко Христа избивают. Через несколько часов Он умирает на Голгофе на кресте. И про Своих убийц с креста произносит: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

А уже на третий день Христос воскресает. И спустя некоторое время является Своим ближайшим ученикам и направляет их на проповедь. С тех пор миллионы и миллионы людей становятся христианами, то есть верят во Христа Распятого и Воскресшего.

Может ли такой Бог быть придуманным людьми? Едва ли… Человек, пожелавший «смоделировать» себе божество, наверняка нарисовал бы образ героя — лидера, сильного, всепобеждающего, борющегося за свободу своего народа, дарующего счастье здесь и сейчас. Никому и в голову не придет придумать себе такого Бога, как Христос, — бедного сына плотника, слабого, беззащитного, не желающего сопротивляться своим убийцам, умершего позорной мучительной смертью на кресте, не обещающего рая на земле, но постоянно твердящего о каком-то Царствии Небесном.

И все же две тысячи лет вера в такого «неприглядного» Бога не иссякает. У нее только одно основание — то, что каждый год в одну из весенних ночей любой верующий может из глубины души воскликнуть: «Христос Воскресе!» И это окажется правдой.