Соборяне. XXI век

Михаил ТЮРЕНКОВ

09.02.2013

В Москве прошли заседания Архиерейского собора Русской православной церкви — высшего иерархического органа Московского патриархата. Если использовать светские аналоги, его полномочия объемлют все три властные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

О ключевых решениях состоявшегося Собора, в особенности касающихся церковно-общественных и церковно-государственных отношений, «Культуре» рассказал заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (ТУТУНОВ).

культура: Архиерейские соборы сейчас созываются раз в два года, большинство же вопросов церковной жизни решаются на уровне Синода. Какие постановления невозможны без соборного обсуждения и утверждения?

Отец Савва: В первую очередь, невозможно внесение изменений и поправок в Устав Русской православной церкви — основополагающий документ, регламентирующий церковную жизнь. Помимо этого Собор дает рекомендации, как должна жить Церковь в последующий период. Так, например, в 2011 году Архиерейский собор дал указание епархиям активнее открывать новые приходы, чтобы практически в каждом селе был свой храм. Но когда пришло время исполнять это решение, выяснилось, что архиереям будет очень сложно управлять таким большим количеством приходов. Поэтому в промежутке между соборами Синод принял решения об образовании новых епархий. Сейчас эти постановления были соборно утверждены. А кроме того, Собор вернулся к вопросу об открытии новых приходов и дал очень конкретные указания всем епархиям.

культура: Постановления по всем вопросам уже были предрешены, или имели место жаркие обсуждения и дискуссии?

Отец Савва: Наиболее сложными в плане дискуссий документами, принятыми Архиерейским собором, на мой взгляд, были два: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» («Культура» писала о проекте этого документа в № 20 за 2012 год в материале «Печать антихриста» или ложный страх?») и «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции» (этой проблеме «Культура» посвятила серию материалов в №39 за 2012 год). Их принятию предшествовали достаточно жесткие межсоборные обсуждения, в том числе и в СМИ, поэтому и на самом Архиерейском соборе они рассматривались детально.

культура: Вы назвали два документа, касающихся не только внутрицерковной жизни, но всего нашего общества. Расскажите о них поподробнее.

Отец Савва: Что касается документа, затрагивающего проблему идентификации граждан, то Собор указал на то, что ни одна из новых идентификационных технологий, начиная с ИНН и заканчивая электронными паспортами, не является символом предательства Христа или же «печатью антихриста», как это утверждают некоторые активисты. Вместе с тем Архиерейский собор подчеркнул, что люди, по каким-либо причинам не готовые принять подобные технологии, должны иметь возможность альтернативы. И наконец, Собор отметил, что «Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных».

Относительно же проблем ювенальной юстиции было отмечено, что под последней понимаются две вещи. Во-первых, формы судопроизводства и исполнения наказания над несовершеннолетними преступниками, в отношении которых, согласно соборному мнению, должны больше применяться реабилитационные, нежели карательные, меры воздействия. Во-вторых, речь идет о всем законодательстве, касающемся детей, в том числе их положения в семьях. И здесь Собор сказал, что действительно существуют семьи, где родители ведут себя по отношению к детям преступным образом, и, конечно же, государство обязано защитить детей. Но последнее не должно приводить к государственному вмешательству в личную жизнь и изъятию детей без достаточных на то оснований. Кроме того, наравне с правами детей должны признаваться и их обязанности.

Помимо названных документов, жизни всего нашего общества также касается соборно принятая «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Кроме того, итогом заседаний Архиерейского собора стали его «Постановления», состоящие из 69 пунктов и затрагивающие практически все сферы церковно-общественных и церковно-государственных отношений.

культура: В докладе патриарха Кирилла на Архиерейском соборе прозвучали слова о необходимости максимального распространения церковной миссии в интернет-пространстве, в том числе в блогах и социальных сетях. Как, по-Вашему, это возможно осуществить?

Отец Савва: В первую очередь, слова Святейшего патриарха Кирилла касаются священников, которые призваны более активно участвовать в соцсетях и блогосфере, говорить там о Боге, подавать пример жизни во Христе. Но при этом Святейший подчеркнул и то, что присутствие священника в интернет-пространстве не должно подменять живую приходскую работу с людьми. Ведь если заменить ее исключительно виртуальным общением, можно потерять связь с реальностью.По своему личному опыту присутствия в социальных сетях могу сказать, что помимо открытых высказываний они подразумевают возможность личных сообщений. И здесь вполне возможна обратная связь между священником и любым человеком, который хочет услышать пастырский ответ на свой вопрос.

Но при этом и в докладе патриарха Кирилла, и в соборных постановлениях немало говорилось об ответственности за интернет-высказывания. Сейчас очень легко сесть вечерком у компьютера, зайти в какую-нибудь социальную сеть и публично выразить свою мысль. Раньше такое высказывалось в узком кругу за чашкой чая или чего покрепче, а теперь мысли, за которые, как правило, автор не хочет нести ответственность, сразу изливаются в те же социальные сети. Архиерейский собор напомнил и священникам, и мирянам о том, что необходимо быть осторожнее со своими словами. Ведь эти слова могут кого-то ранить и оскорбить, а могут и выдать за истину то, что истиной совсем не является.