Високосный год патриарха Кирилла

Михаил ТЮРЕНКОВ

01.02.2013

У православных не принято верить в приметы, но иногда они все-таки совпадают с реальностью. Так, самым сложным годом предстоятельства Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла стал 2012-й, високосный. 1 февраля первоиерарх Русской церкви отмечает уже четвертую годовщину интронизации. Время подвести очередные промежуточные итоги.

Печально, но факт: Русская православная церковь сегодня находится в состоянии войны. Точнее, она всегда ее ведет, «брань духовную», но в течение последних лет один из самых значимых институтов российского общества оказался, вопреки своей воле, втянутым в войну информационную. По мнению многих историков, политологов и социологов, она сегодня ведется против всей русской цивилизации. Геополитическому противостоянию, частью которого является эта война, уже не одна сотня лет. Формы менялись, но одно оставалось неизменным — внешняя агрессия против русского духовного и культурного кода, основой которого является православие.

Если совсем недавно Русской церкви и ее предстоятелю было вполне достаточно проигнорировать некоторые медийные вызовы, то сегодня ситуация изменилась. Причем кардинально — как раз таки в 2012 году, когда лично против патриарха Кирилла были направлены новые, хотя уже отработанные в светском пространстве методы ведения информационной войны. И кощунственные пляски в Храме Христа Спасителя — лишь один из первых «пробных шаров».

Ничто не ново под луной — над Церковью и лояльными ей публицистами так называемая «либеральная общественность» глумилась даже в начале прошлого века. Когда, казалось бы, и цензура в Российской империи была процерковной, и само православие имело статус государственной религии. Затем — в первые десятилетия советской власти — противники Церкви, нахлобучив комиссарские «пыльные шлемы», попытались вовсе покончить с православием. Не получилось. В 90-е и «нулевые» (и это, пожалуй, крупнейшее достижение непростого периода) произошло подлинное церковное возрождение, когда Московский патриарх стал одним из наиболее значимых общественных деятелей, надеждой многих, в том числе и нецерковных, людей. Особенно ясно это стало с приходом на патриарший престол Святейшего Кирилла — человека, имеющего серьезный авторитет практически во всех сферах российской жизни, да и далеко за пределами самой России.

Именно поэтому нынешние наследники комиссаров, великолепно владеющие сетевыми технологиями, предприняли воистину беспрецедентное по цинизму и агрессивности наступление на патриарха, а в его лице — и на всю Русскую православную церковь. Перечислять негативные информповоды — значит, подыграть антицерковной стороне. Но не обратить внимание на недостатки в обороне, без ликвидации которых невозможно контрнаступление, тоже нельзя.

Для начала повторюсь, что в недалеком прошлом аристократичное отсутствие ответа на вызов само по себе было уже неплохим ответом. Сегодня это не так. Или не совсем так. Антицерковные акции и негативные информационные вбросы уже не столь кратковременны и маргинальны. А потому единственный способ противостояния им — это создание собственной позитивной повестки дня. Недостаточно широкой грудью руководителя патриаршей пресс-службы ограждать Святейшего от нападения феминистки. Важно и другое: показать, как в своем каждодневном труде предстоятель Русской церкви делает лучше жизнь каждого из нас. Более того — имеет об этих жизнях как молитвенное попечение, так и практическое заступничество перед сильными мира сего. Конечно, те, кто хотя бы немного знает патриарха Кирилла лично, а также многие верные чада Церкви, в последнем нисколько не сомневаются. Но как быть с людьми, находящимися на церковном пороге? Ведь их информационная картина складывается из самых разных источников. В том числе и мутных.

Понять, почему церковные ответы на нападки против патриарха пока еще слабы, несложно. Не случайно из уст советника председателя Синодального информационного отдела в прошлом году прозвучали горькие слова о «кадровом голоде». Сегодня многие структуры находятся в подобной ситуации. Кстати, антицерковные и антигосударственные — не в лучшей. Но это утешение слабое. Необходимо созидать общий фронт тех людей, организаций, светских СМИ, которые готовы вместе формировать ту самую положительную повестку дня. Где Церкви, патриарху и традиционным духовно-нравственным ценностям будет отведено ключевое место. К слову, газета «Культура» уже в этих, пока еще нестройных, рядах.

С годовщиной интронизации, Ваше Святейшество! Дай Вам Бог крепости и сил.

Слово предстоятеля

<...> Сегодня нам надо создавать такие условия, при которых наше общество, в первую очередь молодежь, само будет отказываться от пошлости, от засилья того, что сейчас называется попсой, гламуром. Настоящая культура, то огромное богатство, которым мы обладаем, должна быть привлекательнее глянца, привлекательнее попсы. Главное — у общества должен быть реальный выбор между настоящей культурой и псевдокультурой. Книжные прилавки и эфирное пространство не должны заполняться только легкой, «жареной», коммерчески выгодной продукцией. Человек должен видеть вокруг себя не только глянец, но и настоящее творчество, искусство. Тогда можно будет сказать, что людям дан реальный выбор. <...>

Из выступления на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре (22 февраля 2012)

<...> Служение в Вооруженных силах, риски, которые с этим связаны, увечья, которые люди получают, смерть, которая может встретиться на жизненном пути, не может быть компенсирована никакой зарплатой. Нет ничего дороже здоровья и жизни. И только лишь нравственная мотивация, патриотическая мотивация, которая тоже является нравственной, чувство долга, которое не связано ни с какими материальными факторами, способно заставить человека подняться и идти в атаку навстречу морю огня — так, как это делали наши отцы, деды, а сейчас — многие наши военнослужащие. Вот почему каждый день мы молимся, чтобы Господь дал силу духа нашим воинам, любовь к своему Отечеству, способность выполнять свой долг, быть верными сынами и дочерьми своей страны. <...>

Из приветственного слова на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу (7 декабря 2012)

<...> В последнее время все мы стали свидетелями череды кощунственных актов, инспирированных силами, враждебно настроенными по отношению к Православию. <...> Церковь стала «неудобной» для некоторой части общества, ведь она все громче возвышает свой пастырский голос, чтобы свидетельствовать миру об Истине, что есть правда Божия, а что — ложь. Церковь говорит людям: абсолютный критерий добра и зла — это не человеческие суждения, а закон Господень, данный свыше и начертанный в сердце каждого человека. Во многих СМИ была развязана настоящая информационная кампания против Православной Церкви. Создавалось впечатление, что антицерковные силы как бы тестируют наш народ на готовность защищать самое дорогое, на готовность защищать свою веру. И на этот тест люди ответили многообразным и активным выражением своей позиции: социологические службы зарегистрировали, что абсолютное большинство россиян относятся к произошедшему как к кощунству. Люди сохраняют высокое доверие к Церкви и готовы защищать свои духовные идеалы и святыни. <...>

Из доклада на Епархиальном собрании города Москвы (28 декабря 2012)

<...> Кому-то кажется, что уроки толерантности — гарантия мира и благополучия поликультурного общества. Вряд ли это так. В Европе подобным курсам уже много лет, а эффект сомнительный. Заставить такими уроками уважать людей иной культуры едва ли возможно. А вот если и мигранты, и местное население научатся уважать в каждом человеке творение Божие, то никто не будет относиться друг ко другу как к недочеловекам. Для этого требуется основательное религиозно-культурное образование, введение которого — большая и кропотливая работа. Мы не видим альтернативы подходу, апробированному многовековой историей дореволюционной России, при котором уважение представителей разных вер и культур друг к другу воспитывалось не курсами толерантности, а собственной религиозной традицией. <...>

Из интервью «Интерфаксу» (6 января 2013)

<...> О детях хотелось бы особенно сказать в эти дни. У нас много детей, которые не имеют родителей, даже при живых родителях. И как важно, чтобы наш народ с радостью, с особым чувством благодарности Богу принимал в свои семьи сирот, давая им не только кров и воспитание, но и отдавая им свою любовь. «Не мешайте детям приходить ко Мне», — говорит Господь (Мф. 19:14). И ведь это слово в каком-то смысле всех нас должно вооружить пониманием того, насколько значимы в глазах Божиих дети. Именно в связи с праздником Рождества Христова я хотел бы обратиться с просьбой ко всем, кто может сделать важный шаг в жизни, направленный на усыновление детей, на поддержание сирот, — сделайте этот шаг. В нашей стране не должно быть сирот. Те, кто не имеет родителей, должны обретать их среди добрых, честных и отзывчивых людей. <...>

Из Рождественского телеобращения (7 января 2013)