Патриарх Кирилл: «Соработничество Богу — вот смысл жизни»

Андрей САМОХИН

18.11.2016

Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл 20 ноября отмечает 70-летний юбилей. Вернее, не столько сам отмечает, сколько его будут чествовать в эти дни: епископат, клирики и миряне РПЦ, посланцы православных церквей-сестер, лидеры иных конфессий; руководители нашего государства и главы других стран. Присоединяется к общим поздравлениям и газета «Культура».

Для православного человека, тем более монаха и архиерея, день рождения — далеко не главный личный праздник. Важнее — тезоименитство, день интронизации. Но предстоятель Русской церкви — сейчас совершенно особая фигура не только во всероссийском, но и мировом масштабе. Так уж получилось: из-за особенностей текущего момента, а также благодаря личности самого Кирилла, на которой сошлись как в фокусе лучи надежды, любви и ненависти со всего света.

Поразительно, но воевать с 16-м русским патриархом начали едва ли не с того самого февральского дня 2009-го, когда в Храме Христа Спасителя под возгласы «Аксиос» завершилось его поставление. Особенно бесили «западных партнеров» и доморощенных русофобов близкие, доверительные отношения, сложившиеся у Святейшего с президентом Владимиром Путиным, общая установка государства и Церкви на воссоздание национальных скреп, развитие Русского мира, выстраивание дамбы против вала безнравственности и расчеловечения, катящегося с Запада.

Патриарх Кирилл с его активной жизненной позицией и растущим международным авторитетом оказался в перекрестье многих прицелов. И в ход против него и РПЦ пошла все более тяжелая артиллерия: «Пусси райот», движение «храмоборцев», углубление раскола на Украине, попытка организовать расколы уже внутри Церкви, причем как слева, так и справа. Сколько грязи вылили на патриарха лишь за этот год после встречи с папой римским Франциском те, кто именовал себя «ревнителями»! Обвинения в предательстве, сдаче, «сливе» — так и сыпались на Святейшего даже от ряда священников. В одних случаях архипастырь был вынужден констатировать существование предателей в рясах, но во всех без исключения — купировать и врачевать раскольничьи нарывы терпением, любовью, умом, наконец. 

Возможно, не без ошибок и не без потерь удавалось до сих пор нести  тяжелейший крест патриарху Кириллу. Но простой вопрос: «кто бы справился лучше?» повисает в пустоте. Ведь «сладкая патриаршая жизнь» с торжественными приемами, лимузинами, охраной ФСО — это ширма, за которой тяжелейший ежедневный труд, дальние дороги, ежесекундная молитва о всех и... тяжелейшая ответственность. Место-то — поистине лобное.

Многие согласны, что человек проживает на своем веку несколько разных жизней. Вехи биографии будущего предстоятеля РПЦ хорошо известны: школа, полевая картография в геологических партиях, семинария, пострижение в монахи и далее — через преподавание и защиту диссертации — весь путь служебно-монашеской иерархической лестницы вплоть до митрополита и патриарха. Но каким был невидимый миру путь духовного возрастания и пастырского опыта? Об этом только Богу известно.

Но даже лишь некоторые, видимые глазом предварительные итоги 16-го патриаршества поистине впечатляют: взрывной рост епархий с 159 до 293, создание 57 новых митрополий, реформа органов церковного управления, рукоположение все большего числа священников и архиереев, десятки новых храмов, резкая активизация социального служения РПЦ. 

Напористая активность церковных структур вызывает у недругов скрежет зубовный. Они кричат о клерикализации страны, наступающем мракобесии. Возможно, что, с другой стороны, такая боевитость и отталкивает от патриарха робко-религиозные души, настроенные на благостную отгороженность от мира в приходских общинах. 

Но могучий дар пастырского слова, данный Святейшему свыше, часто привлекает, заставляет вслушиваться даже не очень верующих соотечественников. «Я хотел бы спросить: разве ценность последующего поколения больше, чем ценность предыдущего?» — вопрошает у них патриарх Кирилл. И отвечает: «Да, человеку свойственно жить ради будущего, но это не может быть единственной целью, потому что наша собственная личность уникальна. Соработничество Богу — вот смысл жизни. В первую очередь это совершенствование самого себя — умственное, духовное, физическое. Тогда все будет выстроено правильно, тогда мы будем работать на достижение великой цели, которая заключается в преображении всего мироздания». 

Особенность личности нынешнего предстоятеля РПЦ ярко проявляется в его увлечении с детства горными лыжами. Вот как он сам объяснял это в одном из интервью. «Что обычно делает человек, когда видит перед собой пропасть? Естественная реакция... — назад. А горнолыжник — всегда вперед. И чем круче, тем больше «вперед». Это значит — идти на встречу с опасностью сознательно, наперекор инстинктам, наперекор человеческой слабости».

И еще кое-что про особую роль предстоятеля. Прошелестев в свое время в СМИ, эта история позже почти не поминалась. Ибо страшновато.

Почти сразу после интронизации Святейший направился с пастырским визитом на Украину — тогда еще не воюющую с собственным народом, но уже сильно хворающую свидомостью. И вот именно такой «щирый» политик из украинского Ровно, депутат Верховной рады и, разумеется, раскольник-«филаретовец» Василий Червоный, матерно облаяв прилюдно «главного москальского попа», поклялся, что не допустит его в свой город. На следующий день националист выехал отдохнуть на местную турбазу. Внезапно сгустились тучи, началась гроза. И надо ж так случиться, что все убежали в укрытие — один Червоный не успел. И получил разряд молнии в темечко — насмерть. Случайность, конечно. Но любителям площадной брани и иных непотребств в адрес Церкви и ее патриарха стоило бы помнить об этом происшествии. Кстати, в Ровно предстоятель в тот раз, конечно же, вошел.

Многая и благая лета Вам, Ваше Святейшество!