Свежий номер

В ладу с истоками

30.03.2016

Андрей САМОХИН

Появление двух новых книг Сергея Перевезенцева — «Родство по истории» и «Истоки русской души» — не прошло незамеченным среди консерваторов православно-державного крыла. Автор — доктор исторических наук, профессор МГУ, сопредседатель Союза писателей России, лауреат множества литературных премий, член бюро президиума ВРНС — отнюдь не последняя фигура в этой «епархии». Сам патриарх Кирилл хвалил его творчество.

Несмотря на жанровое различие изданий (одно — сборник статей, очерков, интервью, другое — почти монография солидного объема), оба посвящены направлению, которое Сергей Вячеславович разрабатывает давно: обоснование самобытности русской цивилизации, «духовного фактора исторического развития». То есть нынешние книги развивают концепты предыдущих трудов исследователя: «Россия. Великая судьба» и «Смысл русской истории».

К явным достоинствам текстов можно отнести найденный баланс между научной основательностью и популярностью почти школьного уровня. Недаром Перевезенцев поработал в молодости педагогом, а позже выступал как автор и соавтор нескольких учебных пособий. Тот, кто начнет читать эти книги, будучи не слишком погруженным в предмет, найдет (особенно в «Истоках русской души») достаточно стройный и внятный ликбез на тему образования древнерусского государства, спора норманистов и антинорманистов, эволюции языческого пантеона русов и крещения Руси, мессианских концепций «Третьего Рима» и «Нового Иерусалима», истоков опричнины, Смуты и Раскола. Все это логично перемежается рассказами о великих наших князьях, царях, святых, памятниках письменности, иконописи и храмового зодчества.

Однако и знакомый не только с азами, но и с «буками» почерпнет нечто новое в творениях Перевезенцева. В стиле своего учителя, покойного ныне профессора Аполлона Кузьмина, автор оставляет для ума читателя пространство нерешенной исторической проблемы. Одновременно не боясь выдвигать философские обобщения, касающиеся русской души и русской судьбы. Например, такое: «...древнегреческий философ Фалес Милетский сформулировал вопрос, оставшийся до сих пор главным для западноевропейской философской мысли — «Что есть всё?»... Для русских мыслителей... стоял главный и единственный... волновавший отечественных любомудров — «Зачем есть всё?»

Перевезенцев настаивает: смысл русских социально-политических учений и самих резких поворотов можно понять лишь через призму их духовного (религиозного) целеполагания. И указывает на то, что нравственный вектор жизни был в известной степени присущ нашим предкам и до принятия христианства. Он выражался в понятии «лада» как гармонии отношений людей друг с другом и с природой. Православие органично вобрало и переработало народные начала, показав вместе с тем дорогу к истинному Богу-Христу. Именно оно смогло стать главной скрепой, позволившей Руси обрести государственность, привлечь множество народностей, выстоять в ситуациях, казалось бы, неминуемой гибели. Причем сами эти ситуации всегда становились следствием ослабления в населении веры и традиционных нравственных императивов.

Разумеется, Сергей Вячеславович не умаляет и материальных, например, климатогеографических факторов, повлиявших на формирование русской души и государства. Огромную роль, по его мнению, здесь сыграл не кровно-родственный, как у иных племен, а соседский тип славянской общины.

Перевезенцев немало размышляет над ценностью мифа в отечественной истории. Признавая, что в связи со скудостью и противоречивостью источников по некоторым узловым моментам выдвигались разные версии прошлого. Характерный пример — та же «норманская теория» основания Руси, до сих пор остающаяся неподтвержденной и горячо опровергаемой многими учеными, также, впрочем, не имеющими стопроцентных доказательств. Но миф мифу рознь, считает Перевезенцев. Одни консолидируют народ, поднимают его национальный дух, зовут к творчеству, другие погружают в болото скепсиса. В последнем особенно преуспели публицисты и беллетристы перестроечного и постперестроечного времени. Именно тогда при поддержке либерал-чиновников от просвещения они вспрыснули свой яд нигилизма в школьные учебники истории. Так не пора ли перевернуть эту страницу?..

Думается, что в обозримом будущем книги С.В. Перевезенцева станут основой для нормального — патриотического, одухотворенного и при этом научного — преподавания предмета, от которого зависит развитие и процветание России.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел