Лето патриархов

Андрей САМОХИН

03.02.2016

В последние годы верующих будоражили самые разные новости о намечавшемся на 2016-й Всеправославном соборе в Константинополе. Именуемый нередко восьмым Вселенским (предыдущий собирался более 1200 лет назад), он заранее признавался многими чуть ли не апокалиптическим. Однако результаты Совещания (Синаксиса) предстоятелей поместных Церквей в Шамбези, а особенно — обнародованные документы повестки дня Собора, перенесенного на остров Крит, заметно снизили тревогу. Как считают очевидцы, важнейшую роль в этом сыграл лично патриарх Кирилл.

На заседании в женевском пригороде было решено провести Святой и Великий Всеправославный собор с 16 по 27 июня на греческом Крите. От каждой из поместных церквей ожидается участие 24 архиереев.

Событие это очень значимо для христиан независимо от конфессии, хотя оценки и даже определения его статуса сильно расходятся. Вселенские соборы от первого (Никейского, 325 год) до последнего, седьмого (Никейского, 787 год) созывались православными императорами Византии. Базилевс задавал епископам вопросы, имел право совещательного голоса и утверждал решения подписью, без которой они были недействительны. Противники нынешнего собора говорят, что тогда все вероучительные вопросы были решены, ереси осуждены — так зачем городить огород? Разве что анафематствовать новейшую ересь — экуменизм? Но так вопрос явно не будет поставлен. Главный инициатор встречи, нынешний Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей, чья духовная власть ограничена греческим кварталом Стамбула, — сам ярый экуменист и союзник Ватикана, претендующий на роль некоего «восточного папы» под рукой римского понтифика. Он же будет председательствовать на Крите. 

Критики указывали на то, что решения грядущего форума будут недействительны без согласия всех православных церквей. Ведь до последнего момента от участия открещивались Элладская, Антиохийская, Грузинская, выражали сомнения Сербская, да и Русская православная церкви. Недаром название мероприятия несколько раз менялось: от «Вселенского собора» до «Всеправославного совещания». 

Сейчас часто вспоминают высказывания святых отцов, отвергавших возможность восьмого собора и называвших его «волчьим», имея в виду, что соберутся на него «волки в овечьей шкуре». Тревоги подогревались самими пунктами повестки предстоящей встречи и неясностью алгоритма принятия решений. Более примирительно настроенные противники форума отмечали: при нынешнем уровне разномыслия по ряду проблем разговор может превратиться в непродуктивную склоку. Защитники мероприятия, в свою очередь, продвигали его как истинное продолжение предыдущих Вселенских соборов, доказывающее, что православие не «окаменело», а развивается как живой организм. 

Подготовка к Собору по длительности стала рекордной. Вынесенные на суд предстоятелей темы (поначалу их насчитывалось свыше ста) прорабатывались и согласовывались на многочисленных переговорах. Впрочем, к полному единомыслию так и не пришли, хотя число вопросов и сократилось на порядок. 

Благодаря активной позиции делегации РПЦ, представляющей самую большую  по численности поместную православную церковь, десять пунктов регламента, разосланные участникам патриархом Варфоломеем, были сокращены либо отредактированы. Еще большему переформатированию подверглись сами проекты резолюций. 

Скажем, нашей делегацией с ходу была отвергнута даже сама постановка вопроса о введении «нового» — совместно с католиками — григорианского календаря. Патриарх Кирилл четко заявил, что тема «более точного определения даты Пасхи совершенно не актуальна» и может лишь посеять смуту среди верующих. Пункт повестки, предложенный ранее Вселенским патриархатом — «Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций», был переделан в «Миссию Православной Церкви в современном мире». По тексту этой резолюции, составленной в окружении Варфоломея, не удалось достичь консенсуса в ряде параграфов, обеляющих гомосексуализм. Хотя экуменизм, по всей видимости, не будет предан анафеме на Соборе, опубликованный вариант содержит взвешенное и дистанцированное отношение к этому явлению. 

Касательно семьи проект соборного мнения также изъясняется вполне ясно: «Церковь не признает возможным для своих членов заключение однополых союзов, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. <...> Свободный союз между мужчиной и женщиной является необходимым условием брака».

Такие недвусмысленные формулировки, коих в резолюциях совещания в Шамбези немало, и должны по идее стать фактором, охлаждающим эсхатологический алармизм некоторых православных. Именно это имел в виду патриарх Кирилл, распорядившись сразу после согласования обнародовать соборную повестку. «Наша Церковь настаивала на том, чтобы не было никакого эмбарго на эти документы, чтобы все могли с ними ознакомиться, потому что критическое отношение многих к предстоящему Собору формировалось именно ввиду информационного вакуума», — подчеркнул Святейший.  

Предельно ясно он отсек и любые попытки использовать вопрос о церковной автономии для интриг с политизированными украинскими раскольниками, чем временами грешил Константинопольский престол и от чего ныне вынужден отказываться.

— На Соборе не будет рассматриваться украинская тема, не будет обсуждаться возможность предоставления автокефалии или легализации раскола, —  резюмировал предстоятель РПЦ. — И это должны хорошо понимать все, кто спровоцировал смуту на Украине. Эта смута, этот раскол не будут поддержаны православным миром.

Есть в опубликованных материалах множество других замечательных пунктов. Например, такой: «Церковь... настаивает на необходимости не только строить экономику на нравственных началах, но и посредством нее деятельно служить человеку». Констатируется, что «пропасть между богатыми и бедными драматически разрастается вследствие экономического кризиса», ставшего результатом «безудержной спекуляции со стороны представителей финансовых кругов, концентрации богатства в руках немногих и извращенной финансовой деятельности, которая лишена справедливости, человечности и ответственности...». Говоря, наконец, о роли массмедиа, составители резолюции подчеркивают: современные СМИ «нередко подпадают под контроль идеологии либерального глобализма и таким образом становятся орудиями распространения потребительства и безнравственности». 

Непредвзятые наблюдатели, почитав опубликованные проекты соборных мнений, соглашаются, что никаких догматических и канонических «волчьих» искажений в них не содержится. Безусловно, есть вероятность появления непосредственно на Соборе каких-то неожиданных редакций этих документов или хитроумных интриг вокруг голосования. Однако на сегодня ясно — православный «апокалипсис» откладывается. Вместо грозного Восьмого вселенского с потрясениями устоев веры нас ждет относительно рутинное, хотя и драматичное мероприятие. Огромная заслуга в разрядке принадлежит патриарху Кириллу — предстоятелю РПЦ, которая, по мнению многих верующих, в наше время и является тем самым евангельским «удерживающим теперь».