Патриарх Кирилл: «Нравственное государство не превращает культуру в товар»

Андрей САМОХИН

12.11.2015

10 ноября патриарх Кирилл открыл заседание XIX Всемирного русского народного собора, посвященное наследию князя Владимира и судьбе исторической Руси. Во вступительном слове прозвучали острые мысли о перепутье, на котором оказалась наша страна, и новом витке ее развития.

Патриарх отметил, что у нас есть публицисты, которые до сир пор сожалеют о выборе князя Владимира.

В то же время другие пытаются представить его как европейский выбор, имея в виду некую избранность Европы.

— Сторонники такой точки зрения очень настойчивы в ее продвижении. Речь-то идет о настоящих и будущих судьбах нашего народа. Ведь если святой князь Владимир совершил цивилизационный выбор в пользу Европы, то мы должны и далее подтверждать его, следуя за европейцами, — продолжил Святейший. И тут же предложил свою формулировку: не европейский, и не только византийский, а подлинно «русский выбор, который позволил народу раскрыть свои дарования и таланты в лоне христианства,.. создать собственную цивилизацию».

Вернувшись к недавней истории, патриарх расставил вехи: «90-е  годы проходили под знаком разрушения и хаоса, нулевые — под знаком восстановления разрушенного, а теперь время задуматься о будущем».

На каких же принципах оно будет строиться? В качестве русского социального идеала Святейший называет солидарное общество, где отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции, нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. 

— Чтобы проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный, ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними, источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и помнит об ответе перед Богом, — напомнил патриарх Кирилл, внимательно окинув взглядом полный зал Храма Христа Спасителя, где присутствовало немало представителей властных структур. 

Предстоятель РПЦ развил свою мысль: «Нравственное государство предполагает справедливое устроение экономики... Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной экономикой… Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда». Здесь патриарх заострил внимание на необходимости единого образовательного пространства. Ведь разнообразие подходов в учебном процессе приемлемо лишь в том случае, «если не разрушается единое целеполагание», при котором «возникает угроза появления потенциальных гражданских противников уже в обозримом будущем.

Патриарх коснулся и темы, часто муссируемой в либеральной среде: 

— Если бы Церковь стремилась к власти, если бы она стала конкурентом политических сил, она бы никогда не смогла создать общее пространство для диалога и открытой беседы... Мы не будем стремиться к клерикализму как некоему присутствию Церкви во власти. Это не соответствует нашей традиции.

Таким образом, патриарх Кирилл не просто выступил с дежурной, приличествующей речью «по поводу», а определил духовную лоцию, в соответствии с которой следует вести корабль российской государственности в будущее.