Ярослав Нилов: «Законопроект Путина свяжет руки террористам»

Мария ЛОПАТИНА

22.10.2015

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о непризнании экстремистскими священных писаний. Напомним, в августе судья Южно-Сахалинского горсуда признала таковой книгу «Мольба к Богу: ее назначение и место в Исламе». Данное постановление вызвало негодование мусульманской общественности и тревогу среди других традиционных российских конфессий.  

Судья решила, что экстремистский характер носят цитаты из Корана: «Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха») и «Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» («Аль-Джинн»). Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов прокомментировал «Культуре» законодательную инициативу главы государства.

культура: Что в целом изменится после принятия столь резонансной правовой нормы?
Нилов: Шаг, который сделал президент, — это и жест консолидации, и некий сигнал к тому, что мы на уровне государства будем противодействовать любым попыткам дестабилизировать общество, используя религиозный фактор. Очевидно, что есть проблема проникновения радикального ислама внутри традиционного. С каждым днем все большее количество наших сограждан вербуют в организацию «Исламское государство», признанную у нас террористической. Но попытка запретить суры Корана — это явный пропагандистский элемент, который, напротив, подыгрывает экстремистам и фанатикам. Такими решениями удобряется почва для развития религиозной воинствующей нетерпимости. Это крайне опасно, тем более сегодня, когда Россия выполняет важнейшую миссию на Ближнем Востоке.

культура: А конкретно насчет причисления книги «Мольба к Богу...» к экстремистской литературе что Вы можете сказать? 
Нилов: Моя позиция однозначна: неправильно подвергать какой-либо оценке священные писания, поскольку это наши исторические, культурные и духовные традиции. К тому же у нас есть закон о свободе совести, где указаны религиозные течения, составляющие неотъемлемую часть наследия. Если мы начнем проверять Библию, Коран или буддистские каноны на предмет экстремизма, то, конечно, найдем там много неоднозначных моментов, но я считаю, незачем вообще трогать эти священные тексты. 

На первом же сентябрьском заседании комитета мы собрали представителей всех традиционных конфессий и обсудили событие в Южно-Сахалинске. Все они, равно как и присутствовавшие депутаты, высказались за наложение моратория на подобные проверки. Затем совместно с представителями четырех фракций мы внесли законопроект о том, чтобы любые дела экстремистской направленности (не только религиозные тексты) рассматривались судами не ниже уровня субъектов Федерации, а не районными и городскими. 

культура: В законопроекте Путина говорится, что Библия, Коран, Танах и Ганджур и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Но в то же время боевики ИГИЛ прикрываются Кораном, трактуя его посылы так, как им заблагорассудится...
Нилов: Вот именно, есть цитаты, а есть трактовки. В президентском законопроекте речь идет о конкретном перечне священных писаний, о прямых цитатах. Документ не касается трактовок, они будут анализироваться в том же порядке, как и сейчас. Суть в том, что если в рассматриваемом материале присутствует цитата из священного писания, то вопросов к частичному воспроизведению на предмет наличия экстремизма быть не должно. Если претензии есть к другим строкам того же материала, тогда действительно он может быть признан экстремистским по решению суда и запрещен. Главное — мы настаиваем, чтобы уровень рассмотрения дел судебными инстанциями был региональным, с привлечением широкого круга специалистов, включая представителей религиозных организаций. 

культура: Насколько эта проблема обострилась на фоне данных о вербовке наших соотечественников в ряды ИГИЛ?
Нилов: Можете представить, что такое запретить для мусульманина первую суру Корана, если он каждый день произносит ее пять раз, когда молится? Последователи радикального ислама, приверженцы ИГИЛ и других радикальных течений скажут: «Посмотрите, что у вас за страна, там запрещают священную книгу для правоверных. Переходите к нам, станем вместе бороться с беспределом». И армия радикалов будет только расти. Поэтому со стороны российского руководства были предприняты совершенно правильные шаги, направленные на противодействие вербовщикам.