Михалков перенес своих студентов в 1907 год

31.08.2012

Анна ЧУЖКОВА, Нижегородская область

Завершилась работа первой Летней киноакадемии Никиты Михалкова. Под занавес студентов пригласили на съемочную площадку в город Гороховец, где режиссер сейчас снимает картину «Солнечный удар» — по рассказам и дневникам Ивана Бунина.

… Наш автобус останавливается рядом с вывеской «Трактиръ». Тут же, согласно табличке, располагается переплетно-футлярная артель. Спросонья мы с выпускниками киноакадемии удивленно осматриваемся. Дорогу переходят бабы в платках со связками баранок, степенно разъезжают пролетки, по обочинам пасутся козы. Под ногами — мягкая резиновая брусчатка, утопленная в грязи. Но, глядя на маковки церквей Сретенского монастыря ХVII века, в бутафорность пейзажа верить не хочется.

(фото: Сергей Иванов)

Участники съемочной группы, выступившие экскурсоводами, поведали, что на самом деле мы находимся в приволжском Павлино да еще и в 1907 году. Чтобы эта иллюзия продолжалась, Гороховец буквально живет съемками. За выстроенными специально для фильма щеголеватыми крылечками и витринами продолжается будничная жизнь, работают магазины, банкоматы. Каждый двадцатый житель 14-тысячного городка занят в массовке, снимаются целыми семьями. Заработок 500 рублей в день здесь считается более чем достойным.

(фото: Сергей Иванов)

Как уверяют кинематографисты, с местными работать приятно, из них выходят фактурные, а главное, очень добросовестные актеры. Когда-то здесь снимались сцены «Утомленных солнцем 2», так что многие гороховчане успели поработать с Михалковым уже не раз. Один из таких опытных артистов в ожидании своей сцены читает нам стихи собственного сочинения, вдохновленные работой в кино. Конечно, шепотом — идет мотор.

Бунинскую романтику дополняют идиллические пейзажи. На сене под солнышком развалились дети в картузах. Гимназисты рассказывают городские легенды про нашествие татар и угощают нас сушками, которые артистам здесь раздают бесплатно. Это они нашептали, что экскурсию по городу нам провел Ваня Шахназаров, сын знаменитого режиссера. Совсем юная актриса из массовки жалуется: «Ему уже про меня рассказали, что я, мол, влюблена. А мне все равно! Хотела вчера шоколадкой угостить, да она растаяла, а от сушек он отказывается».

Небо диктует свои правила — какой же «Солнечный удар» без солнца? Съемки задерживают не только капризные облака, но и шум самолетов: с местного аэродрома предприимчивые пилоты возят туристов на экскурсии прямо над съемочной площадкой. Пока Михалков работает с актерами, спрятавшись в кадре за штору, вакантное место у мониторов занимают студенты киноакадемии, позируя для фотокамер со стареньким потертым режиссерским креслом. Там, в кадре, бликует желтым солнечным светом самовар, время течет размеренно и несуетливо. Где-то неподалеку раздается колокольный звон. Может быть, это и есть та самая атмосфера, которой режиссер учил в своей киноакадемии?

Снимают на «цифру», но, как уверяют, от пленки не отличишь. Уже в сентябре «Солнечный удар» переедет на «Мосфильм», а после — в Швейцарию, там сохранился единственный колесный пароход, годный для съемок. Перевезти его сюда оказалось сложнее, чем выехать всей командой. Завершится работа над фильмом в Одессе.

На мастер-классе в академии Никита Михалков рассказывал, что после смены часто играет со съемочной группой в футбол, чтобы снять напряжение. Наш привередливый экскурсовод поведал, что пока в футбол играли только один раз: «Мы с Никитой Сергеевичем сделали команду операторов — 6:0». Сегодня опять не до мяча. На съемочной площадке — гости из Министерства культуры, столичного Департамента культуры, журналисты. Во время перерыва разодетая толпа кучеров, гимназистов и почтальонов направляется на обед, а студенты киноакадемии — на главную площадь. Впереди торжественное вручение дипломов.

В окружении телекамер и толпы зевак, посреди бутафорских торговых прилавков, студенты Летней киноакадемии получили дипломы из рук министра культуры Владимира Мединского. Здесь же объявили приятную новость — Минкульт готов поддержать годичную киноакадемию Никиты Михалкова. Режиссер надеется организовать ее уже в начале 2013-го.

(фото: Сергей Иванов)

Никита Михалков: Честно говоря, я нервничал. Мы не ожидали, что будет столько людей из- за границы. Этот интерес, проявленный к русскому кинематографу, очень важен. Для меня сегодняшний день стал самым главным. Мне было важно увидеть реакцию, ее же нельзя симулировать. И я увидел, что этим ребятам школа нужна. А если есть люди, которые нуждаются в том, чтобы приблизиться к твоей профессии, и ты можешь им в этом помочь, — грех этого не сделать. То, что Министерство культуры откликнулось на этот достаточно рискованный проект, и откликнулось сразу, для меня — важный знак доверия. Который к тому же дает надежду, что здесь мы не остановимся. Следующий этап — создание академии, которая будет давать диплом с более обширными знаниями. А еще немаловажно, что мы получаем огромную базу данных относительно того, что происходит в актерской среде в России. Это еще и социальный лифт. Это рождает надежду у любого актера из глубинки выйти на другую ступень. Мы будем заинтересованы продвигать наших выпускников дальше: в телесериалы, кино, в театры...

На этом официальная часть мероприятия подошла к концу. Неформальную встречу с учениками режиссер провел у себя в усадьбе Щепачиха, где состоялся капустник. Пели, плясали, делились впечатлениями и творческими планами. Расставались выпускники с надеждой на скорую встречу.

Слова благодарности ребята оставили в большущем томе: такой книги хватит еще на долгие годы и многие выпуски.

Сергей Хачатуров: Благодаря академии я впервые снялся в кино, впервые побывал на «Мосфильме». Академия произвела огромный рывок в сфере кинообразования, собрав таких мастеров, как Соловьев, Эшпай, Тодоровский, Хотиненко, Баталов... Это было сильно, очень откровенно. Даже Владимир Малышев, ректор ВГИКа, высказал опасение, что академия Никиты Михалкова станет серьезным конкурентом его институту.

Анатолий Просалов: В академии учат быть штучным товаром. Постоянно звучало: «Артист должен развивать свою индивидуальность». Мне очень понравился курс «Мастерство актера» с Родионом Юрьевичем Овчинниковым. Мы акцентировали свое внимание на эмоциональном выплеске, тренировали восприятие, грамотную технику. После его занятий и по улице ходить легче! Чувствую пользу и от этих упражнений, и от мастер-классов Хотиненко, который показал, разобрал, да еще и вопросы задал, заставил людей думать. Понравилось заниматься с Аллой Демидовой. Это такая харизматичная, сильная натура! На ее занятиях сидишь как завороженный, удивляешься ее умению владеть аудиторией.

(фото: Сергей Иванов)Денис Ткачев: Огромную пользу принес Родион Юрьевич Овчинников, он «поснимал шкурку», вернул внимание к партнеру, к энергии. Очень интересные тренинги были у Андрея Борисовича Дрознина, педагога по сценическому движению. Он учит овладевать телом до фаланг пальцев. Мой учитель Сергей Женовач говорил так: «Хочешь научиться ставить — ставь, хочешь научиться играть — играй». Здесь было огромное количество очень интересных мастер-классов. Это все, конечно, увлекательно, но применить полученные знания в полной мере мы все-таки не успели. Хотелось бы, чтобы в будущей академии больше внимания было уделено практике.


Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть