«Режиссура — это выход из положения»

24.08.2013

У вас был всего месяц — а вы нашли контакт с людьми. Не имея времени, работали в невероятном напряжении. Появился опыт прохождения за короткий срок всего процесса создания кино.

Понимаю, в картинах много крупных планов, потому что общий — надо организовать, а денег на это нет. Но вы выходите из положения. Режиссура и есть выход из положения. Всегда. Чем талантливее и профессиональнее режиссер, тем лучшее решение он найдет. У вас нет возможности набрать все, что необходимо в кадре, но вы обладаете образным мышлением, можете найти выход, который будет не виден зрителю. На «Мосфильме» есть замечательная поговорка: «Что получилось, то и хотели».

Можно научить — как сделать, но что сделать — не научишь. Часто бывает — «как» не совпадает с «что». В результате может выйти изысканное произведение, но оно абсолютно не волнует. Мне очень дорог один момент — у вас «как» совпадает с «что». Конечно, дай вам еще месяц на репетиции, и спектакль получился бы еще более мощным, игривым. Нашли бы иные ракурсы. Прекрасно сделаны документальные картины. Наверное, они могли быть глубже. Но разговор не о том, что не получилось, а о том, что за эти сроки сумели сделать. Смысл не в том, чтобы сказать: «Никита Сергеевич, у нас не вышло, было мало времени». Нет, все получилось. Есть энергия, мастерство и замечательное, очень важное качество — впитывать и отдавать. Рад, что я вижу людей, которые уважают свою профессию.

Я иногда даю такое задание — сделать трехминутный рекламный ролик неснятого фильма. О чем кино — неизвестно, но вы должны меня — человека в зале — увлечь и заставить пойти на него. Это может быть «Война и мир». Например, режиссер все деньги потратит на то, чтобы уговорить Олега Табакова сыграть старика Ростова. Тот в этом ролике произнесет монолог, и я пойму — надо идти и смотреть. Или другое задание — рассказать короткую историю в одном плане. Мы уже говорили с вами: энергетика Тарковского — это одно, а энергетика тех, кто думает, что если будет длинно, как у Тарковского, то получится хорошо,?— уже совсем другое. Вот как снять трехминутный эпизод одним куском, чтобы было интересно смотреть? Чем увлечь зрителя? Это же не просто — пиф-паф, упал, ударил. Здесь нужна энергия паузы. В ваших картинах был монтаж, посредством его вы сотворили иллюзию. Но возможности создать атмосферу не было. Вы ее симулировали. И, по-моему, очень удачно. Следующая ступень мастерства — это как раз атмосфера, которая будет работать самостоятельно. Тогда вы с любого угла сможете ее снять.

Я вас поздравляю. Мне кажется, результат замечательный. Очень благодарен моим коллегам, которые с вами общались. И абсолютно убежден — вы получили мощный заряд, расширили кругозор. Потому что «величайшая роскошь — это роскошь человеческого общения». Вы пришли сюда через месяц компанией соратников, товарищей, уважающих друг друга, на новом этапе ощущения окружающего мира и себя в нем. Хочу, чтобы мы создавали кинематографическую семью. Вот вы сейчас — семья. Важно, что ею стали в процессе творчества.

Знаю, раздражались, переживали, злились на кого-то, что-то не получалось, вас мучили сценречью, заставляли фехтовать, танцевать, ползать по полу, в конце концов… Но за всем этим стоит самое главное — делание. Вдумайтесь в эти слова — «я делаю, совершенствуюсь, возрождаюсь, созидаю». Как писал Юрий Лощиц: «Счастье — это не когда получилось или получится, а когда получается».

Просто представьте себе, сколько вы за месяц получили и отдали. А если это растянуть на год? Моя мечта — построить деревню как у Кустурицы. Здесь неподалеку есть город Горбатов с потрясающим ландшафтом, с высочайшим берегом Оки — 40 метров. Там стояла наша цитадель во время съемок «Утомленных солнцем 2». В тех местах я бы хотел сделать деревню со всей инфраструктурой. Чтобы жить в ней, купаться, кататься на лыжах, смотреть кино, обсуждать его, существовать в счастливом круге общения. И все это ради результата — спектаклей, кино. А может, кто-то выйдет оттуда с желанием создать собственный театр… Когда вы сегодня с горящими глазами аплодируете друг другу, я вижу: то, что мы сделали,?— вещь нужная.

Записала Тамара ЦЕРЕТЕЛИ