«Спартак», лимоны и кино

Алексей КОЛЕНСКИЙ, Павлово Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

24.08.2013

Летняя Киноакадемия Никиты Михалкова, проходившая второй год подряд, завершилась. Логической точкой стали церемония вручения дипломов и показ фильмов, снятых выпускниками.

Место итогового мероприятия — город Павлово в Нижегородской области. Именно здесь основатель Академии снимал картины «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем-2». Так что, хоть городок и маленький, но своя кинослава у него есть.

6.30 утра. У столичного Театра Киноактера — площадки Летней Киноакадемии — толпа невыспавшихся молодых актеров, режиссеров, сценаристов и операторов: сегодня им предстоит стать обладателями дипломов. Рядом с кинематографистами — пока не очень известными — представители СМИ, надо сказать, не менее сонные. Дорогой длинною едем без малого семь часов.

Но Павлово того стоит. Небольшой населенный пункт, всего-то 60 тысяч жителей, при первой же встрече способен очаровать не только кинематографистов. Старые покосившиеся домики с наличниками умопомрачительной красоты, горбатые улочки (Павлово — аки Москва — располагается на семи холмах), резные двери — естественно, дореволюционные. Замедленность действия и расслабленность атмосферы. Плюс, конечно, Ока — вальяжно текущая у подножья города. На обратном пути, переезжая через реку, одна из выпускниц Киноакадемии с актерской восторженностью будет говорить: «Какая красота, я в этом году вообще не видела заката. Ока, августовское небо!»

Несмотря на свою камерность, Павлово известно далеко за пределами родного края — Нижегородской области, то есть. Несколько столетий город славится кузнечным делом. Особой популярностью по сей день пользуются ножи. Не менее известны павловские замки (не рыцарские, а навесные). Самый маленький из них изготовлен именно здесь и хранится в местном краеведческом музее. Увидеть это чудо кузнечного дела можно только под микроскопом. Да и самый большой замок в мире тоже из Павлово.

Гусиные бои — еще одна достопримечательность города на Оке. Кстати, традиция не мертва — состязания пернатых проходят до сих пор. Признанием любви горожан к спасителям Рима служит памятник гусям в центре Павлово. Другой монумент — чугунное лимонное дерево — дань очередной местной гордости. Павловские лимоны, которые здесь начали культивировать в XIX веке, ценились по всей стране. И сегодня комнатное лимонное деревце есть почти в каждом доме, обеспечивая хозяев цитрусовыми весь год.

Недалеко от памятника лимону, возле которого фотографируются павловские брачующиеся, — банька на дровах, а напротив кинотеатр «Спартак». Он-то и стал местом закрытия Киноакадемии. Фойе на время оккупировали выпускники, с видимым удовольствием демонстрирующие телекамерам вечерние наряды или богемный шик — у кого к чему душа лежит. Но с прибытием мэтра отечественного кинематографа, все внимание переключилось на него. «Доехали?» — с порога поинтересовался Никита Михалков. «Даже пообедали», — тут же сообщили ему. Раз так, то и приступать к закрытию можно.

Церемония началась с обещания, что пройдет все в домашней обстановке, в «атмосфере чая с плюшками». Плюшек, правда, не было — фраза оказалась поэтическим сравнением. Впрочем, воспитанники Киноакадемии разочарованными не выглядели — наверное, плюшек и прочих прелестей жизни в их пятинедельном бытии и так было хоть отбавляй.

«Когда-нибудь у Киноакадемии будет шикарное здание, которому будут все завидовать. Перед центральным входом повесят флаги большинства стран мира. И обязательно построят конференц-зал на тысячу человек», — шутя, рассуждали ведущие. «Васюки какие-то», — констатировал Михалков. «Всё, меняем тональность!» — парировали ведущие…

После чего — под хохот зала — последовал показ ролика с самыми яркими моментами из жизни Академии. Прославленные преподаватели — гримасничающие, умирающие прямо на письменном столе (уроки актерского мастерства), и их ученики, ныне в вечерних нарядах, — ползающие по полу, прыгающие на корточках и выделывающие еще десяток несуразностей.

Вселенское веселье сменилось серьезной миной — на церемонии продемонстрировали фильмы студентов. Предваряя показ, Никита Михалков призвал присутствующих видеть зерно и смысл в несовершенных, может быть, картинах, «смотреть материал». Беспокойство за питомцев было напрасно — семь десятиминуток и пластический спектакль оказались содержательны, крепко скроены, ярко сыграны.

Первой демонстрировалась документалка «Отражения» Сергея Яковлева — социально-лирическая зарисовка рабочих будней поливальщиков московских улиц. Обрызгав прохожих из пузатых оранжевых автоцистерн, озорные мужики делились воспоминаниями о посильном вкладе в ликвидацию столичных гей-парадов. Зал лежал…

Прохладнее встречали молодых режиссеров, размышляющих о профессии: «Светофоры» Людмилы Смелянской, история сербского художника-аэрографа, рисующего на Арбате («Путешествующий» Александры Фоминой), и исповедь московских поклонников танго («Танец» Александра Чернова).

Трем постановщикам было предложено адаптировать к современности тексты Достоевского, Толстого и Чехова. Ребята расстарались — каждая работа стала визитной карточкой исполнителей главных ролей.

Вера Водынски раскрыла образ Фирса из «Вишневого сада» в экспрессионистской эстетике киноавангардиста Роберта Вине. Фрак чеховского лакея примерила самая опытная студентка Елена Лемешко. Заворожила, напугала, очаровала.

Шарофат Арабова (Таджикистан) осовременила «Отца Сергия». В визуально-изысканной мини-мелодраме, игриво озаглавленной «Серж», харизматичный экс-сатириконовец Андрей Оганян сыграл встречу с двухлетней дочкой «блудного монаха» и его неверной Полины. Одними глазами. Пробил зал на слезу.

Самая удивительная роль досталась питерскому актеру и режиссеру Федору Селькину в черно-белой интерпретации «Сна смешного человека» начинающей румынской постановщицы, продемонстрировавшей высокий режиссерский класс. Яна Фетеску экранизировала эпизод мистической повести, в котором гордый герой Федора Михайловича начинает видеть себя со стороны. Зрелище не из приятных — ветеран боевых действий, инвалид, дебютирует в роли нищего в подземном переходе… Его третируют классовые антагонисты — мент, мажор, богач. Селькин точно, лаконично, сильно исполнил все четыре роли.

16 артистов зажгли в пластическом спектакле Егора Дружинина по мотивам рассказа «Ангелова кукла» Эдуарда Кочергина. На сцене 12 «промокашек» и четыре «клиента»; горькие слезы, простые радости ленинградских проституток-малолеток 50-х — скандалы, потасовки, азартное дуракаваляние… В сухом остатке — абсолютная сыгранность импровизированной труппы. Невероятно, но факт: две недели репетиций, два съемочных дня, и шоу готово! Все девчонки в ударе, среди парней лидировали Александр Синякович и звезда саратовской сцены Георгий Кузубов.

Сюрпризы не кончались — в фойе «Спартака» творческими достижениями поделились с «Культурой» документалисты, по разным причинам не попавшие в «академический» шорт-лист.

Самвел Матосян показал в ноутбуке свою картину о строительстве храмов (григорианского — в Москве, православного — в Ереване), изюминка — полуминутный отрывок первой в истории Армении кинохроники 1911 года, обнаруженный автором в красногорском киноархиве. А Анастасия Новикова похвасталась эпизодами костюмированной мелодрамы о судьбе первой супруги Шаляпина, итальянской балерины Иолы Торнаги. В интерьерах дома-музея звездной четы солировала прошлогодняя выпускница Киноакадемии, балерина, актриса, красавица Эдита Шаумян.

Получив дипломы, студенты отправились в гости к Никите Сергеевичу праздновать выпуск… И день этот был бы для всех абсолютно счастливым, если бы спустя несколько часов не остановилось сердце великого оператора Вадима Ивановича Юсова, давшего питомцам Летней Киноакадемии два последних в своей жизни мастер-класса.


Впечатления студентов Киноакадемии

Актер Андрей Оганян («Серж», режиссер Шарофат Арабова):

— Мне сказали, девочка, с которой предстоит играть кульминационную сцену, очень избалованная. Напугали! Сонечку несколько раз приводили в Академию, чтобы мы привыкли друг к другу. Она капризничала, убегала… Но случилось чудо: «Камера, мотор!» И двухлетняя крошка — как загипнотизированная — смотрит на меня, делает что велят. Выдыхаем: «Снято!» Режиссер командует: «Второй дубль!» Думаю: «Ничего не выйдет…» Но партнерша снова протягивает мне машинку, смотрит во все глазища, слушается. Абсолютный эмоциональный контакт, девочка поверила — она мое дитя, моя кровь… Люблю учиться. Рад, что попал в Академию.

Режиссер Яна Фетеску («Переход»):

— Я превратила персонажа Достоевского из «Сна смешного человека» в нищего инвалида чеченской войны, ежедневно переживающего одиночество, отчуждение от реальности. Жанр — мифопоэтический реализм. Тема — «возлюби ближнего как самого себя». Герой начинает видеть в каждом прохожем свое лицо, свои глаза. Все четыре роли сыграл Федор Селькин. Было нелегко, нас и в околоток забирали — не за попрошайничество в переходе, а потому, что актер был одет в полицейскую форму. Некоторые эпизоды пришлось снимать «подпольно». Народ в Москве замечательный — многие копеечку подавали, приходилось извиняться. Повезло и с оператором Николаем Гиляровым. Его дипломная вгиковская работа прошла отбор на роттердамский фестиваль. Надеюсь, продолжим сотрудничество.

Чувствую, созрела для полного метра, собираюсь экранизировать биографию последней румынской королевы Марии Эдинбургской, правившей в 20-х — 30-х годах прошлого века.

Актриса Эдита Шаумян («Иола. Элегия любви», режиссер Анастасия Новикова):

— В прошлом году закончила Академию. В этом посещала занятия вольнослушательницей, мечтала попасть в пластическую постановку Егора Дружинина. Не получилось. Зато довелось исполнить роль итальянской балерины, первой супруги Федора Шаляпина Иолы Торнаги. Чтобы сыграть потерю ребенка, пришлось вспомнить самые горестные моменты жизни, все в себе переворошить. Помогала атмосфера дома-музея, в котором проходили съемки. Я совершенно не похожа на Торнаги, но музейные работники говорили: «Просто копия!» Два дня не могла прийти в себя, была морально уничтожена, выжатый лимон. Но это уникальный опыт. Надеюсь, не последний, связанный с замечательным проектом Никиты Михалкова.