Марлен Хуциев: «Был у Феллини дома и танцевал с Мазиной»

Анна ЧУЖКОВА

15.08.2013

—?Помню, как придумал «Июльский дождь». Мы снимали «Весну на Заречной улице» в Одессе. Записывали оркестр ночью, потому что в павильоне была плохая звукоизоляция: днем слышался грохот трамваев с Французского бульвара. А утром ходил звонить в Москву. Как-то меня застал внезапный ливень. Заскочил в телефонную будку. И хотя был женат, в голову пришло: вот вбегает девушка, я отдаю ей свою куртку… Она спрашивает: «Как я ее верну?»… Потом сочинили на эту тему заявку для моего друга Юлия Карасика. Но он раздумал снимать. А меня на «Мосфильме» приперли: «Сам написал — ставь!» И тут как раз звонит приятель из Тбилиси — замечательный оператор Леван Пааташвили, говорит, что хочет работать: «Марлен, прошу тебя! От этого зависит моя московская прописка». Согласился, закончил сценарий. И вдруг узнаю, Пааташвили начинает снимать с Калатозовым.

—?Леван, черт побери, из-за тебя же решился!

—?Ты просто не понял…

Один мой младший коллега как-то обмолвился по телевизору: «Люблю делать разное кино, а есть режиссеры, которые всю жизнь снимают одно и то же». Думаю, это адресовано мне. Мало ставил. Нужно, чтобы перед съемками вызрела потребность. Я молодой — жизнь меряю картинами. Фильм, за который меня назвали дедушкой русской пролонгации — «Застава Ильича». Опоздал со сдачей на один месяц. Зато — две серии! А сейчас уже энное количество лет не могу закончить картину о Толстом и Чехове. Денег нет.

В 1963 году возникли проблемы с «Заставой Ильича». В то время Феллини приехал на Московский кинофестиваль с фильмом «8½». Я даже приглашение на него не получил. Вдруг звонят: «С Вами хочет встретиться Феллини». Оказывается, дело не во мне. Просто он хотел пообщаться с режиссером, у которого неприятности. Про это тут же узнали Алов с Наумовым и Тенгиз Абуладзе. Мы провели три или четыре незабываемых дня. Феллини оказался человеком с тихим голосом, мягким, деликатным. И когда я с «Заставой Ильича» принимал участие в Венецианском фестивале, получил телеграмму от Федерико с пожеланием успехов. Потом был у него дома. Кстати, с гордостью говорю, что танцевал вальс с Мазиной.