Как зовут того Чехова, который Шаляпин?
15.08.2013
Вторая Летняя Киноакадемия Никиты Михалкова вышла на финишную прямую. Заключительные мастер-классы провели Борис Любимов, Алла Демидова, Вадим Юсов, Марлен Хуциев. Сюрпризом для студентов стала еще одна — незапланированная — творческая встреча с Никитой Сергеевичем. Тетради закрыты, репетиции проведены. Но тишина наступала только после команды «Мотор!». За четыре дня студенты сняли девять фильмов.

Питомцы Михалкова и его коллег наводнили Москву: их можно было встретить в подземном переходе на Арбате, в армянской церкви, на танцевальном турнире…
Каждому режиссеру — по профессиональной команде. С молодыми кинематографистами работали опытные звуковики, осветители, гримеры, костюмеры. Все по-взрослому: у игровых картин имеются и продюсеры — к работе подключились волонтеры из ВГИКа. Помощь подоспела и из Школы-студии МХАТ: театральные художники мастерили реквизит.
Для фильма о современном отце Сергии в киноакадемии исполнитель на эпизодическую роль не нашелся — был нужен ребенок. Девочку подыскал реквизитор. Теперь на площадке стоит крик и писк: плачет маленькая актриса Соня. Уже два часа ее мучают чужие тети.
— Что сейчас снимаете? — интересуюсь у главного героя.
— Знают только Господь Бог и режиссер, — вздыхает актер, кивая в сторону начальства.
Постановщик сосредоточенно рассматривает написанную на нотной бумаге экспликацию, обещающую привнести на площадку музыкальную гармонию. Зато в перерыве, вызванном суматохой, можно рассмотреть татуировки отца Сергия: восход солнца, логотип «Спартака» и виньетку под высокопарным названием «Вечная любовь». В оригинальной режиссерской версии Серж недавно вышел из тюрьмы.
— Каков бюджет фильма? — пристаю к продюсеру.
— Вообще-то никакой. Голь на выдумки хитра! Но вчера вот выделили 200 рублей на апельсины.
Костюмами готов поделиться Театр Киноактера. Ресторан на заднем дворе любезно предоставил интерьер для съемок. Музыкальные инструменты выпросили у уличных артистов. А для пластического спектакля, который студенты готовят под руководством Егора Дружинина, одежду привезли из секонд-хенда. В разноцветных ситцевых платьях гурьба студенток изображает послевоенных «промокашек» — малолетних проституток. Хореограф ставит лирический рассказ Эдуарда Кочергина «Ангелова кукла» — о бедном, но дружном быте Ленинграда 50-х. На двенадцать девчонок по статистике четыре хулиганистых парня — дразнятся, дергают за косички и задирают юбки. У этой команды время еще есть, а на других площадках — последняя смена.

Артист, здесь играющий классика, в другом фильме исполняет роль Шаляпина. В доме певца снимается документальное кино о жене русского баса — Иоле Торнаги. В киноакадемии даже родилась шутка:
— Как зовут Чехова?
— Того, который Шаляпин? — Андрей.
О съемках в музее он рассказывает так:
— Заходим в зал. Нам говорят: «Обратите внимание на эту люстру. Федор Иванович ее очень любил и сам зажигал во время репетиций». Как засмотрелся, так и попал. В образ.
В караоке-баре, расположенном в здании театра, работает документалист Саша Чернов. В небольшой темной комнате с коврами и картинами на мягком диване уютно устроилась семейная пара. Из-за тяжелых портьер доносятся обрывки беседы с психологом: «У меня бывали другие партнеры, и муж порой с другими девушками. Конечно, случается!» Говоря о страсти, нельзя не откровенничать, особенно если эта страсть — к танго…
Многочисленные дубли, нервные перекуры и заветное «Снято!». Впереди — монтажный период. Результаты можно будет увидеть на отчетном показе в Доме кино 23 августа. А днем раньше Михалков закроет Вторую Летнюю Киноакадемию и вручит выпускникам дипломы в деревне Щепачиха под Нижним Новгородом.