Сергей Батаев: «Не мог представить, что актер такого масштаба, как Этуш, снимется в моем дебютном фильме»

Денис СУТЫКА

27.06.2018

27 июня Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» I степени народному артисту СССР Владимиру Этушу. Несмотря на свои 96 лет, Владимир Абрамович продолжает активно работать. Так, недавно в Твери закончились съемки фильма «Старый вояка». Корреспондент «Культуры» пообщался с режиссером картины, выпускником Академии Никиты Михалкова Сергеем Батаевым.

культура: Расскажите о ленте и о той роли, что досталась Владимиру Этушу.
Батаев: Сюжет «Старого вояки» основан на реальных событиях, а сам фильм посвящен моему прапрадеду, прошедшему войну. Лет с десяти я начал интересоваться у бабушки историей нашей семьи. Она рассказала о своем деде — ​Сергее Семеновиче Петрунине, который служил в пехоте. Он был уже в летах, и для того, чтобы уйти на фронт, изменил в документах возраст. В начале 1945-го получил ранение. После выздоровления вернулся домой в глухую татарскую деревню. Каждый день повторял, что очень хочет дожить до Победы. 8 мая он затопил баню, приготовил форму и награды. А рано утром 9 мая его не стало. Эта история глубоко запала мне в душу. Этой работой я отдал дань прапрадеду и всем тем, кто не дожил до Победы. Не услышал салютов и радостных возгласов людей. Не увидел мирного неба.

Мы внесли в историю немного художественного вымысла и усилили драматургию. Владимир Абрамович играет Егора Кузьмича — ​старого вояку, прошедшего Первую мировую. Во время Великой Отечественной он хочет уйти на фронт, помочь нашей армии, но в силу возраста уже не годен для службы. Герой постоянно рвется на передовую, чем доставляет много хлопот своей дочке и внуку. Однажды, когда домашние были заняты работой в поле, ему все-таки удалось уйти. Спустя время его находят в лесу, возвращают и запирают дома. Неудавшийся побег оборачивается семейной трагедий.

культура: Как удалось убедить народного артиста СССР сняться у дебютанта?
Батаев: Я очень долго искал актера на роль Егора Кузьмича. Случайно попал на спектакль «Бенефис» в Театре имени Вахтангова. Увидел Владимира Абрамовича и понял, что только он может это сыграть. Связался с его супругой — ​Еленой, предложил встретиться. Показал сценарий, мы немного побеседовали, и, кажется, мэтр остался доволен задумкой. Кстати, выходя из гримерки Этуша, нашел артистку на роль «его дочери» — ​Ольгу Тумайкину. И знаете, что я понял? Не надо бояться. Если чего-то очень хочешь, то нужно брать и делать. Еще полгода назад я даже представить не мог, что актер такого масштаба, как Этуш, снимется в моем дебютном фильме.

История создания «Старого вояки» напоминает сказку. После написания сценария стал искать деньги на съемки, отправлять заявки на различные гранты. Вскоре пришло подтверждение, что выиграл один из них. Кроме того, на призыв о помощи откликнулись спонсоры. В Твери, где проходили съемки, одна состоятельная женщина помогла с организацией гостиницы.

культура: Как Вам, молодому режиссеру, работалось со звездами Вахтанговского театра?
Батаев: Владимир Абрамович много импровизировал на съемочной площадке. Он человек с прекрасным чувством юмора. При этом очень воспитанный и послушный артист. Когда мы выбивались из графика и нужно было собраться, максимально четко выполнял поставленные задачи. Он ни разу не встал в позу, мол, я народный артист СССР, будут меня еще тут учить. Мы снимали в тверских лесах. Там было много комаров и мошкары, но Владимир Абрамович не роптал, а честно сносил все тяготы вместе с нами.

В редкие перерывы между съемками (а работали мы по 8–9 часов в день) говорили о войне. Владимир Абрамович как-будто немного снисходительно произносил, со свойственным ему хитрым прищуром: «Конечно, вы можете только догадываться, что такое война…» А потом серьезно добавлял: «И слава Богу, что не знаете этого». По окончании съемок он сказал массу приятных слов в адрес съемочной группы. Порадовался, что молодые люди пытаются по-своему осмыслить войну, даже поднял тост за наш проект.

Что касается Ольги Тумайкиной, думаю, такой ее в кино еще не видели. Она очень стойкая, простая и естественная. Настоящая русская женщина, ровно такая, какая мне и была нужна для картины.

культура: После ГИТИСа Вы поступили в Академию Никиты Михалкова. Почему продолжили обучение?
Батаев: Я окончил Казанское театральное училище, курс Татьяны Лядовой и Елены Ненашевой. За актерскую профессию благодарен прежде всего им. После выпуска устроился в тверской ТЮЗ, где отработал почти четыре года. Затем поступил в ГИТИС. Параллельно прослушивался в ведущие театры Москвы, но не складывалось. После учебы даже на какое-то время отошел от профессии, но понял, что не могу жить без театра и кинематографа.

В этот сложный период позвонила мастер из Казани, сказала, что будет набор в Академию Никиты Михалкова. Я купил билет и полетел домой. Прослушивали Виктор Вержбицкий и Сергей Никоненко. Со мной произошел забавный случай: артисты не знали, что я давно живу в столице. Вержбицкий спросил: «Очень в Москву хочешь?» Я кивнул. «Докажи!» — ​сказал он. Я прочел стих Есенина «Я такой же, как вы, пропащий…». Видимо, удалось доказать, потому что меня пропустили на следующий этап.

Никита Сергеевич выслушал все отрывки из прозы и стихи. Спросил, танцую ли я. Педагог по пластике одобрительно кивнул. Так я снова стал студентом. Меня и других ребят ждал насыщенный, просто сумасшедший год. Мы мало спали и ели. Все время работали. После Академии приняли на службу в театр «Модерн» Юрия Грымова и в Театр Киноактера Никиты Михалкова.

культура: У Вас, по сути, три театральных образования. Система воспитания актеров Михалковым чем-то отличается?
Батаев: Никита Сергеевич очень много времени проводил с нами. Он просто богатырского здоровья. На репетициях от него исходит невероятная энергия. Если ты приуныл, он это чувствует. Хватает тебя своей большой рукой за плечо, больно сжимает и говорит: «Не дрейфь, старик. Только вперед».

Он уделяет много внимания пластике, движению и жесту. Причем не столько внешнему, сколько внутреннему. Добивается на сцене стопроцентной правды. Помогает освободить внутреннюю энергию. Отбирает лучшее у всех великих педагогов — ​реформаторов театрального образования. На занятиях рассказывает о Питере Бруке, Эйзенштейне, Станиславском, Михаиле Чехове и других мастерах. Сам же, как мне кажется, тяготеет к системе Михаила Чехова.

культура: Кстати, не Михалков ли повлиял на Ваше решение попробовать себя в режиссуре?
Батаев: Если только косвенно. На репетициях я думал: надо же, этот человек в 28 лет снял первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Почему же я не решаюсь?

культура: На премьеру-то мастеров пригласите?
Батаев: Конечно. Главное, чтобы Никита Сергеевич и педагоги нашли время. «Старый вояка» сейчас на этапе постпродакшна. Надеюсь, фильм ждет интересная судьба.


Фото на анонсе: Kremlin.ru