Три шага до Михалкова

Александр МЕДВЕДЕВ

31.08.2016

В Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова набрали новый курс. 

Полтора месяца назад состоялся выпуск первой годичной Академии. И вот уже август катится в осень, утомленное солнце заливает крыльцо Театра Киноактера. За заветной дверью из крохотного фойе ступеньки сбегают к экзаменационной аудитории. Идет заключительный этап испытаний абитуриентов. Жюри располагается за тремя столами. В центре — основатель Академии. Рядом с Михалковым — заместитель руководителя актерской мастерской Игорь Яцко, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, хореограф Сергей Землянский, преподаватель вокала Александр Коручеков, кастинг-директор Лариса Сергеева. 

Посредине зала — стул. Вошедшим предлагают присесть и рассказать о себе. Работают две кинокамеры, до Михалкова три шага. Но зажимов не наблюдается, впрочем, и новичков — по условиям конкурса все испытуемые должны быть выпускниками творческих вузов, многие имеют опыт работы на сцене и в кадре... 

— Проходите, присаживайтесь. Что вас к нам привело?
— Судьба.

— И что вы от нас хотите?
— Любви.

— А у вас это чувство есть к нам?
— Да. 

— Откуда знаете?
— Я просто это знаю.

— Расскажите о себе.
— Меня зовут Ольга. Я родилась в Риге. Русская. Окончила Российскую академию театрального искусства ГИТИС. Позже работала в театре. Снялась в одном фильме и сериале. Все... 

— Спасибо, все!
— Правда, все?

— Честно, вы свободны.

Актриса выходит, Михалков не раздумывает: 

— Берем, конечно. Очень талантливая девочка. Разнообразная, уникальная...

С председателем не поспоришь — за роль мамы юного «Ромео» из мелодрамы Андрея Зайцева «14+» Ольгу Озоллапиню успели высоко оценить и зрители, и жюри международных фестивалей. А юному нижегородцу Илье Сильчуку приходится не сладко: 

— Что вас привело к нам? Недоучились?
— Знаете, меня сюда привела возможность повстречаться с Вами. Мне кажется это такой шанс, который не стоит упускать. 

— Вы вбиваете клин в педагогический состав!
— Мне кажется, надо такие шансы использовать. Тем более, предоставляется целый год. Это очень большой опыт... Да, я окончил институт, но учиться никогда не поздно.

— Хм. Кто вы по амплуа? Характерный актер, герой?
— Сложно сказать, Вы знаете, я играл достаточно разные роли. В одном спектакле — старуху, в следующем — молчаливого мальчика. 

— Старуха, значит, была не молчаливая. О себе расскажите, пожалуйста.
— Мне двадцать три года. Я родился в городе Нижний Новгород в семье музыканта. Но как-то так получилось, что мне захотелось заниматься вот этой профессией. В музыку я почему-то не пошел, наверное, от лени. 

— А актером можно так...
— Нет, музыкантам, наверное, требуется больше терпения, чем актерам. Я, видимо, не выдержал. Подумал, здесь найду то, что искал. Мне кажется, я не ошибаюсь. 

— Теперь закройте глаза, расслабьтесь. Соберите внимание на кончиках пальцев ног. Теперь собирайте внимание выше, щиколотки, колени, нижняя часть живота, грудь, шея, подбородок, губы, нос, глаза... Когда вы откроете глаза, то видите лежащего в углу человека. Вы подходите, наклоняетесь к нему, вы не видите его лица. Поворачиваете его голову медленно к себе и видите своего брата. Он мертвецки пьян. Теперь откройте глаза и скажите мне: «Опять?!»
— Опять?

— Не отвечает.
— Ты слышишь меня? Ты, опять?

— Хорошо. Ладно. Вы в спектаклях пели? Давайте прослушаем. 

Абитуриент подкупает прекрасно поставленным голосом: «Прощай радость, жизнь моя!» Интонирует, с чувством вытягивает ноты. А вот вылитая Мэрилин Монро — ярославская актриса Варвара Рябова —  блистательно... заикается. Но как только начинает читать и петь, показывает поставленную речь и тембр. Признается — не может иначе, кокетничает: «Случай нередкий. Фа-фаина Раневская тоже того, за-заикалась...» Щуплый блондин, Олег Федоров, как ртуть носится по комнате, пытаясь пристроить сумку, то и дело переспрашивает: «Что-что-что, ась?» Дико фальшивит: «Тайное движенье в небе без конца, вижу отраженье твоего лица», лихо наигрывает, ни разу не срывается в самоповтор, комиссия заливается дружным хохотом. Кастинг-директор недоумевает: гений или все-таки патология? Консилиум выносит вердикт: случай крайне любопытный, чтобы разобраться, следует поработать с парнем.  

На данном этапе испытания проходят сорок человек. От типажей рябит в глазах: принцесса-несмеяна, герой-любовник, эксцентричный клоун... Каждый умеет «нарисоваться» так, чтоб не стерли: девушки смотрятся  безукоризненными моделями и, едва переступив порог, включают темперамент. Парни силятся основательно погрузиться в образ, завести диалог, дожать комиссию психологизмом. 

То вкрадчивый, то хохочущий Михалков сканирует молодежь на чуткость и отзывчивость: можно ли работать с каждой конкретной личностью? Провоцирует, задает ехидные вопросы, наблюдает за реакцией, взвешивает и... остается «закрытой шкатулкой» — ни один претендент не догадывается: попал, промазал, пролетел? Все проходят испытания на актерскую реакцию и темперамент. Мастер ценит связки, переходы, внутренние движения души, полноту присутствия в предлагаемых обстоятельствах... И все-таки какова сверхмотивация? Тут все строго индивидуально. Но тренды очевидны: ребята мечтают постичь специфику кинематографической игры и получить шанс на кастинг в новой картине Никиты Сергеевича. Многие абитуриенты знакомы педагогам Академии по местам предыдущего обучения, тем не менее их актерские задатки, характер и амплуа здесь и сейчас подлежат гамбургскому переучету. 

Михалков дает возможность раскрыться каждому. Наблюдать за кастингом невероятно интересно, несколько часов пролетают в одно мгновение — большая стрелка убегает к шести, посовещавшись, приемная комиссия вывешивает списки поступивших. Восторгу восемнадцати счастливцев нет предела.

Что же ждет слушателей второй годичной Академии? Основная интрига сохраняется в тайне. Но очевидно, что высшая школа актерского мастерства стала строже, собраннее, нарастила мускулатуру — из более чем ста претендентов принято 18 актеров, а также пять режиссеров и семь продюсеров. Увеличено количество часов практических занятий и постановочной работы, приглашены преподаватели из дальнего зарубежья. С 5 сентября начнутся трудовые будни — незабываемые творческие встречи и мастер-классы с выдающимися деятелями современной культуры — художниками, писателями, балетмейстерами, музыкантами... 

Кстати, и выпускники этого года остаются  под крышей Театра Киноактера:  широкому зрителю будут показаны дипломные спектакли — «Укрощение строптивой» и «Метаморфозы». Ожидается аншлаг, а затем чудо раскрытия нового академического образа.