На чай в Академию

Алексей КОЛЕНСКИЙ

28.05.2015

27 мая в ТАСС состоялась пресс-конференция Никиты Михалкова, посвященная открытию Академии кинематографического и театрального искусства. Списки слушателей годичного курса будут утверждены в конце лета,
но уже сегодня на каждое место претендуют по 26 абитуриентов из разных стран — и это далеко не предел. 

Основатель Академии Никита Михалков, худрук режиссерской мастерской Владимир Хотиненко, возглавивший продюсерское отделение Леонид Верещагин, преподаватель операторского искусства Анатолий Мукасей, театровед Борис Любимов и первый проректор Академии Сурен Шаумян поделились с журналистами видением перспектив проекта, стартующего 15 сентября.  

Михалков: В течение месяца на протяжении трех лет мы работали со слушателями Летних академий. Ребята расставались со слезами и, самое трогательное, возвращались к нам на следующий год — уже как волонтеры... За четыре недели наши студенты успевали поставить два спектакля, снять пять-шесть достойных фильмов, пообщаться с интереснейшими людьми на мастер-классах — жили настоящей студийной жизнью. Мы убедились: это не только возможно, это необходимо — прежде всего потому, что требования режиссеров к актеру сегодня достаточно примитивны, что сказывается на уровне нашей актерской школы. Можно обмануть, сыграть в полшага — зритель все скушает...

Задача круглогодичной Академии — показать, КАК делается актер. 

Для нас это эксперимент, в основе которого лежат системы Константина Станиславского, Евгения Вахтангова, Михаила Чехова, Питера Брука, Шарля Дюллена. С телеканалами, радио- и электронными СМИ мы обсуждаем возможность освещения работы в режиме реалити-шоу: как движется актер, меняются точки зрения, рождаются вопросы и находятся ответы в потоке русской литературной речи, звучащей в наших стенах? Этот живой процесс должен стать достоянием тех, кто не смог поступить, но хочет участвовать в работе дистанционно.

Обучение стоит 400 000 рублей в год. Понимаем, далеко не все могут собрать такую сумму. Но если человеку хватает способностей к обучению, то он заплатит десять процентов, а Академия возьмет на себя его трудоустройство и позволит рассчитаться в рассрочку. 

Даже если абитуриент не поступит, он попадет в нашу базу данных и сможет прийти на следующий год. А если нет — мы имеем возможность напомнить о нем кастинг-директорам. Иными словами, присланная в Академию анкета и диск с десятиминутной самопрезентацией станут социальным лифтом для профессионалов. 

Обучение будет происходить в режиме свободного общения — внутри чайных, в ауре непринужденности и как бы необязательности... Беседы за чаем подразумевают демократичность обучения в домашней атмосфере — не в духе равенства, которого нет, а в духе равноправия, которое есть. Наша «семейственность» — это и джем-сейшны, и умение подхватывать игру в процессе импровизации — все то, чему сегодня не учат в принципе. Просто не хватает времени. А мы его дадим — попытаемся создать условия и научить слушателей сосуществованию в съемочной группе.

В принципе, мечтаем основать деревню — может, на Оке, а может, и на Волге, — которая стала бы нашей базой и кинотеатральной молодежной Меккой. Для этого есть все возможности — губернаторы и руководитель Ростуризма выражают заинтересованность... И если бы нашли такую деревню — сразу бы переехали туда, как Кустурица, основавший школу на сербской Мокра Горе и вдохновивший меня на эти мысли. Поживем — увидим. Эмир и Горан Брегович проявили интерес к совместной работе — будут приезжать, давать мастер-классы и, если захотят, возьмут шефство над одной из наших съемочных групп. 

Хотиненко: Сейчас в кинематографе не хватает профессионалов, и сколько же сил было положено, чтобы дискредитировать само это понятие! Но в основе своей искусство — прежде всего ремесло. Наша главная задача — не ошибиться с выбором профессиональных студентов и помочь раскрыться их талантам. А самым привлекательным результатом обучения в академическом цикле станут сценарии, которые будут поданы в Минкульт для рассмотрения вопроса о финансировании. 

Верещагин: Продюсирование в кино стало занимать доминирующие позиции. Профессия манит многих, и порой за нее становится обидно. Наша задача — предельно конкретизировать полученный опыт, дать теоретические знания и практические навыки руководства съемочным процессом. Мой курс ориентирован на людей, имеющих определенный опыт, но желающих овладеть полным циклом кинопроизводства во взаимодействии с режиссером и творческой группой. 

Шаумян: Занятия начнутся 15 сентября в Театре Киноактера. Иногородние студенты будут жить в общежитии ВГИКа — нам выделили целый этаж. Численность слушателей уточняется — пока мы планируем пригласить 20 человек на актерский и до пяти на продюсерский, операторский и режиссерский факультеты. 


Лучше снять хорошее кино, чем просто хорошо снять

25 мая на Свердловской киностудии прошли презентационные мастер-классы Академии Никиты Михалкова. Актер Александр Галибин, оператор Вадим Алисов и киновед Кирилл Разлогов рассказали о творческих поисках и открытиях. 

Галибин: Актерскую карьеру начал рано — играл в театре, гастролировал, понимал: чего-то не хватает. Как-то попал на спектакль Анатолия Васильева — пережил эффект разорвавшейся бомбы. Я знал, что такое жизнь человеческого духа, но тогда реально ощутил его силу. Захотел понять, как режиссер позволяет зрителям такие эмоции. Попросился слушателем на его занятия и уже через год влился в молодежный театр. Мне было 33, это одно из лучших времен в моей жизни. У Васильева получил серьезную базу и понял: главное — глубокий разбор текста. Мы начинали с Платона, потому что у него нет людей, а только концентрация слова. Голый текст. И со своими студентами я иду от него. Мы разрабатываем игровые структуры, затем читаем диалог и вычленяем с режиссерами и актерами куски, над которыми работаем по группам. Смотрим результаты, разбираем вместе — детально — каждое слово, каждое движение мысли. И возникает абсолютно индивидуальная игровая природа актеров. Они делают много открытий в тексте, ведь главное — воображение. Я должен заставить вас поверить, и тогда вы вообразите своего персонажа.


Алисов: Лучше снять хорошее кино, чем хорошо снять. Каким образом великие художники находили свой стиль? Ван Гог перерисовывал картины предшественников и приходил к пониманию работы с цветом, светом, техникой мазков... А для вас важно смотреть классические киноленты — сначала как зритель, раскрывая повороты сюжета, характеры героев. А во второй раз — через призму профессии: как каждый кадр композиционно помогает истории, как свет раскрывает героев и их эмоции. 


Разлогов: Главная проблема в том, что современный кинематограф превращается в набор аттракционов. Сначала — долби-звук, затем 3D-очки, теперь трясущиеся кресла... Конечный продукт все больше отстраняется от искусства. Это началось в 70-е, когда появились «Звездные войны» и связанные с ними фантазии. Голливуд омолодился, стал транснациональным, родил иное отношение к изображению. Возникло разделение: Европа продолжила снимать кино, а Америка — фильмы. 

Сегодня кино вырастает из регионов. Там, где существуют ценности и традиции, история рождает историю, которую готовы слышать и видеть миллионы. Живой пример — бум якутского кинопроизводства. 

Интернет также играет важную роль. Это транслокальное общество, там можно найти друг друга по интересам в разных частях света. Так создаются культурные группы, которые и дают кадры для Голливуда. Но, кроме того, в Сети возникает культ короткометражек. Массовая культура смотрит на этот процесс с подозрением, ведь она работает для того, чтобы ничего не менялось. Но тот маленький слой, который стимулирует изменения, задает повестку дня.

Мария ЯБЛОКОВА, Екатеринбург