Русская поддержка

03.02.2012

Евгений ГИК, Екатерина ГУПАЛО

На чемпионате Европы по фигурному катанию в английском городе Шеффилд сборная России стала сильнейшей, завоевав 7 медалей из 12. При этом в парном катании три российских дуэта — Татьяна Волосожар и Максим Траньков, Вера Базарова и Юрий Ларионов, Ксения Столбова и Федор Климов — заняли весь пьедестал почета. Такое случается в двенадцатый раз за всю историю чемпионатов Европы.

(фото: EAST NEWS)Конечно, это не мировое первенство и не Олимпийские игры, но все равно итоги впечатляющие. Радость россиян по поводу столь яркого возрождения понятна. Фигурным катанием у нас интересуются даже те, кто к спорту вообще равнодушен. Особенно женщины. Привычка быть первыми не только в области балета, но также и на льду укоренилась в нас крепко.

Тем более что основателем фигурного катания является именно американский балетмейстер Джексон Хейнс: он первым из спортсменов стал танцевать на коньках под музыку, причем признание нашел в одном из самых музыкальных городов мира — Вене. В середине 1860-х годов Хейнс выступил с грандиозным ледовым концертом, затем открыл свою школу, а в 1872 году в столице Австрии прошли первые официальные соревнования, где фигуристы демонстрировали свое искусство. Вскоре состязания на коньках без музыкального сопровождения уже трудно было себе представить. В России фигурное катание быстро приобрело популярность. Первый чемпионат мира прошел в Санкт-Петербурге в 1896 году.

Основателем русской школы фигурного катания и первым российским олимпийским чемпионом в 1908 году стал Николай Коломенкин. Он не только прекрасно чувствовал музыку, но был еще и выдающимся художником. Коньками на льду он рисовал сложнейшие уникальные фигуры-орнаменты, которые не каждый сможет воспроизвести даже карандашом на бумаге. Коломенкин выступал на Олимпиаде-1908 под псевдонимом Панин — творческая натура скрывалась за унылыми обязанностями чиновника финансового ведомства.

Женское фигурное катание получило большую популярность благодаря Соне Хени — знаменитой актрисе Голливуда. Соня Хени — трехкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира, шестикратная — Европы. В 1924 году 11-летней девочкой она приехала на свои первые Олимпийские игры в Шамони и произвела форменную революцию в фигурном катании, причем не только в техническом плане. Благодаря ей фигуристки сменили тяжелые черные одежды на яркие маленькие платьица. А в 1941-м на экраны вышел фильм «Серенада Солнечной долины», где Хени сыграла главную роль, продемонстрировав и мастерство фигуристки.

Революцию в парном катании произвели Людмила Белоусова и Олег Протопопов, показавшие стиль катания, принципиально отличавшийся от того, что было до них. Они сделали ставку на высочайший артистизм, и тема любви в их выступлении оказалась новаторской. Самый знаменитый танец Людмилы и Олега «Грезы любви» на музыку Листа принес им в Инсбруке-1964 золотые олимпийские медали, первые в советском фигурном катании. Спустя четыре года на Играх в Гренобле семейная пара повторила свой успех. Кроме того, Белоусова и Протопопов в 60-е годы четырежды завоевывали титулы чемпионов Европы и мира. Этот дуэт навсегда останется в истории эталоном красоты и гармонии.

Фигурное катание — единственный вид спорта, где в программу крупных соревнований входят показательные выступления. Многие из этих специально подготовленных сценок надолго запоминаются и тоже входят в спортивную историю. Например, яркий номер Алексея Ягудина, где он изображал дикаря и выезжал на лед с бананом в руке, или танец Евгения Плющенко Sex Bomb, для которого стройный спортсмен благодаря накладкам преображался в мощного «качка». Елена Бережная и Антон Сихарулидзе посвятили свой знаменитый показательный номер Чарли Чаплину, а Алена Савченко и Робин Шелковы показали вроде бы не соответствующую им по стилю программу-пародию «Барби». При этом самым легендарным показательным номером за всю историю нашего фигурного катания можно считать «Калинку» Ирины Родниной и Александра Зайцева.

До недавнего времени оценка за выступления фигуристов складывалась из двух: за технику и за артистизм. Наши спортсмены всегда отличались красотой и одухотворенностью движений, за счет чего побеждали очень техничных, но недостаточно выразительных на льду соперников, например, китайские пары. Сейчас действует новая система, она гораздо сложнее и оставляет меньше места для субъективности судей, но, увы, значение артистизма неуклонно снижается...

Особенность фигурного катания — отдельные соревнования среди профессионалов. Наибольшую популярность получил чемпионат мира, организованный в формате телешоу американским фигуристом, победителем двух Олимпиад Диком Баттоном. Неудивительно, что победителями становились самые артистичные герои обычных «любительских» чемпионатов мира, в том числе наши олимпийские чемпионы: Людмила Белоусова и Олег Протопопов, Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Алексей Ягудин.

Фигуристы выбирают как классическую, так и народную музыку. Дальше всех в этом направлении продвинулись Оксана Домнина и Максим Шабалин. Свой оригинальный номер они назвали «Танец дикарей», использовав движения и ритмы австралийских аборигенов. Результат превзошел все ожидания: вожди австралийских племен, признав несомненное сходство, обвинили пару в нарушении традиций. Оксана и Максим взяли элементы, предназначенные только для раздельного исполнения мужчинами и женщинами. Пришлось менять программу перед самой Олимпиадой в Ванкувере-2010. В итоге — третье место вместо заслуженного первого...

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть